Имеет ли право прокуратура возбуждать уголовные дела

Помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Зазулин Анатолий Игоревич
Ведущий юрист

Достаточно часто в юридической практике встречаются случаи, когда при всей очевидности факта совершения какого-либо преступления правоохранительные органы не торопятся возбуждать уголовное дело.

Особенно сильна данная тенденция при полицейской проверке заявлений о преступлениях, не касающихся жизни и здоровья граждан, – таких, как, например, мошенничество, вымогательство, интернет-хищения и т.п.

В каждом подобном случае пострадавшим приходиться потратить время и силы на то, чтобы убедить правоохранителей в том, что их действительно обманули, а имущество – похитили.

Причина возникновения подобных ситуаций кроется в специфике отечественного уголовного процесса: любое нераскрытое уголовное дело негативно отражается на статистике следствия, в связи с чем еще на стадии проверки заявления о преступлении оно пытается заранее отсеять «бесперспективные» дела. Как говорится, нет дела – нет проблем.

Между тем, законодательством предусмотрен ряд механизмов (не всегда очевидных), позволяющих преодолеть подобное сопротивление. Однако прежде чем к ним перейти, необходимо немного поговорить о том, каким образом проводится проверка заявления о преступлении.

Содержание

Проверка сообщений о преступлении: общий порядок

Уголовно-процессуальный кодекс РФ посвящает стадии проверки сообщения о преступлении катастрофически мало текста – всего несколько статей (ст.ст. 140-145 УПК РФ). Большая часть регулирования осуществляется подзаконными инструкциями и приказами МВД, Прокуратуры и Следственного комитета.

Отсюда произрастает самое распространенное заблуждение в том, что проверкой поступившего заявления о преступлении занимается следователь. Действительно, сообщения об особо опасных преступлениях отправляются в разработку напрямую к следователю.

В то же время большинство обращений граждан и организаций направляется для проверки в оперативно-розыскной отдел, обслуживающий район предполагаемого места происшествия.

Оперативный сотрудник (участковый или оперативник специального отдела) проводит проверку указанных в заявлении фактов, осуществляя оперативные мероприятия: опрос лиц, осмотр места происшествия и т.п.

По истечении установленного законом срока на проверку (3 дня как общее правило либо 10 дней для более сложных случаев), оперативный сотрудник представляет собранные им данные вместе с первоначальным заявлением пострадавшего (материал проверки) следователю.

Последний, изучив собранные материалы, принимает решение: либо возбудить уголовное дело, либо отправить его обратно оперативнику на доработку или попросту потому, что не видит состава преступления.

Во втором случае именно оперативник выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя фактически данный вопрос решается следствием. В связи с этим, обжалуя подобный отказ, необходимо понимать, что, по сути, решение было принято не самовольно оперативным сотрудником (который лишь проводит проверочные мероприятия), а стоящим над ним следствием.

Далее отказ в возбуждении уголовного дела направляется оперативным сотрудником в прокуратуру для проверки на обоснованность.

Если следствием были выявлены недостатки в проведенной работе оперативника и материал был возвращен ему на доработку, однако сроки на проведение проверки истекли, то он также ходатайствует перед прокуратурой об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и просит возвратить ему материал на доработку, продлив срок проведения проверки. Если же следствие не установило наличия в установленных фактах состава преступления, то такое ходатайство не составляется.

Прокурор вправе отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или признать его законным. В большинстве случаев прокуратура отменяет такие постановления, если они были вынесены в первый раз по отдельному материалу проверки.

Зачастую материал начинает «вечное хождение» между оперативным сотрудником, следствием и прокуратурой, которые только выносят постоянно отменяемые постановления.

Как не допустить подобного замкнутого бюрократического круга? И если он уже есть, как разорвать его?

Суд или прокурор?

Статья 123 УПК РФ предлагает обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в суд или прокурору. Какой из этих двух способов будет более действенным? Логика подсказывает, что судебный порядок является более эффективным при обжаловании решений правоохранителей.

Но необходимо помнить, что суд не может предрешать вопросы виновности или невиновности лица, а также констатировать наличие или отсутствие каких-либо обстоятельств на стадии предварительного расследования (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007 №482п07пр).

То есть при проверке постановления суд не имеет правомочий судить о его содержании и не соглашаться с выводами, указанными в нем, – он обязан проверить только, был ли надлежащим образом соблюден процессуальный порядок его вынесения.

В связи с этим надежды на то, что суд отменит постановление и обяжет органы возбудить уголовное дело, беспочвенны.

В данном аспекте более эффективным будет являться обращение в прокуратуру с соответствующей жалобой. В жалобе необходимо указать:

  • какое постановление обжалуется. В качестве идентификатора постановления используется номер КУСП (книги учета сообщений о происшествиях), который указывается в талоне при приеме сообщения о преступлении;
  • с какими выводами, изложенными в постановлении, не согласен заявитель;
  • какие еще проверочные мероприятия необходимо, по мнению заявителя, провести для того, чтобы не возникло сомнений в факте совершенного преступления. Не бойтесь предложить подробный план работы по проверке заявления – он может быть в дальнейшем использован прокуратурой при даче указаний правоохранительным органам.

Если у пострадавшего возникли подозрения в обусловленности отказа в возбуждении уголовного дела коррупционной составляющей или личной заинтересованностью проверяющего должностного лица, то подобные сомнения в беспристрастности также нужно отразить в тексте жалобы.

В таком случае, кроме отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, указывается требование о поручении проведения проверки сообщения о преступлении другому должностному лицу.

Этот принцип справедлив и в том случае, если заявитель считает, что оперативный сотрудник не обладает достаточной квалификацией для обнаружения признаков преступления: например, при проверке компьютерных преступлений.

Тогда от прокурора можно потребовать поручить проверку сообщения специализированному оперативному отделу (возвращаясь к примеру – отделы «К» при региональных управлениях МВД занимаются оперативной разработкой компьютерных преступлений).

К жалобе также можно приложить дополнительные документы, которые доказывают наличие преступления и причиненного вреда. Жалоба подается в районную прокуратуру по месту происшествия (ее наименование обычно указывается также в самом постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела).

Привлекаем внимание

Отмена очередного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не поможет прекратить бесконечный обмен материалом проверки между правоохранительными органами. Нужно не только добиться отмены, но и привлечь внимание к проблеме.

В этом направлении может помочь запись на личный прием к прокурору, где можно обратить более пристальное внимание надзорного органа на сложившуюся проблему. Также будет полезным записаться и изложить факты на приеме у начальства Управления МВД по городу или области:

  • Порядок записи и даты приемных дней публикуются на сайтах соответствующих прокуратур и органов МВД или предоставляются по справочным телефонам.
  • Явиться на прием необходимо с уже подготовленным письменным обращением: так будет легче обстоятельно рассказать о проблеме, а на сданный письменный экземпляр чиновнику будет легче ответить качественно и по делу.
  • Если существуют еще пострадавшие от аналогичных действий, необходимо постараться объединиться, записавшись и явившись на прием вместе (либо делегацией, если пострадавших больше пяти, – как, например, при мошенничествах в сфере строительства).

Порядок подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан». Согласно ст. 12 указанного закона, должностное лицо, которому подано обращение, обязано ответить на него в течение 30 дней.

Подобный подход позволит привлечь внимание начальствующего состава к бездействию сотрудников правоохранительных органов и увеличит эффективность проводимых проверочных мероприятий вплоть до возбуждения уголовного дела: ведь правоохранители будут знать, что любое необоснованное желание «спустить все на тормозах» будет обнаружено и доведено до непосредственного руководства и далее.

Важно: при обжаловании действий правоохранительных органов или подаче письменных обращений стоит учитывать принцип иерархии рассмотрения обращений. Это означает, что вышестоящее должностное лицо не обязано ответить по существу обращения или жалобы, если до этого они не были рассмотрены нижестоящими инстанциями.

Так, например, обращения в центральные аппараты Следственного комитета или МВД, а также к Генеральному Прокурору останутся без ответа по существу, если до этого заявитель не обращался к руководителям данных государственных структур на региональном уровне.

В таком случае обращение просто «спустят» в соответствующий региональный орган, что только продлит сроки его рассмотрения по существу.

Если прокурор отменил возбуждение уголовного дела

Более редкими являются случаи отмены вынесенного следователем постановления о возбуждении уголовного дела прокурором. Согласно ч. 4 ст.

146 УПК РФ, копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору, который в течение суток после получения акта может его отменить.

Обычно прокурор отменяет постановление о возбуждении уголовного дела в связи с нарушением процессуального порядка вынесения постановления либо специальным статусом лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело (например, депутатский, адвокатский, судейский статус).

Между тем, конкретного перечня оснований отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела УПК РФ не содержит, в связи с чем бывают случаи необоснованной отмены возбужденного дела.

Как и в ситуации с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, перед пострадавшим возникает дилемма ст. 125 УПК РФ: обжаловать отмену прокурора в суд или же вышестоящему прокурору.

К сожалению, необходимо помнить, что в данном случае обращение в суд невозможно, так как в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 «О практике рассмотрения жалоб в порядке ст.

125 УПК РФ», не подлежат обжалованию в суд решения прокурора, принятые им на стадии досудебного производства по делу. При подаче подобной жалобы суд возвратит ее, не принимая к производству.

Таким образом, единственным законным способом обжалования подобного решения прокуратуры является подача жалобы в порядке подчиненности: если постановление было вынесено заместителем прокурора – прокурору, если прокурором – вышестоящему прокурору.

В жалобе на постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела необходимо:

  • указать на обстоятельства, в соответствии с которыми принятое прокурором решение является необоснованным и незаконным;
  • отметить, что оснований для отмены возбуждения уголовного дела не имеется, а все вопросы могут быть решены уже в рамках расследования уголовного дела;
  • подчеркнуть, что принятое решение нарушает права пострадавшего, в том числе право на доступ к правосудию (ст. 46 Конституции РФ) и право на уголовно-процессуальную защиту лица, пострадавшего от преступления (ст. 6 УПК РФ).

Столкнувшись с отказом в возбуждении уголовного дела необходимо действовать и упорно защищать свои права как пострадавшего от преступления. Всецело полагаясь на возможности полиции и следователей, помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Поэтому вместе с заявлением о преступлении в полицию могут быть сданы дополнительные материалы (таблицы предполагаемых подозреваемых с контактными телефонами, данные личных средств аудио- и видеофиксации и т.п.).

Указанные материалы можно предоставлять и на стадии обжалования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в качестве дополнительного аргумента необходимости возбуждения дела.

Как уже было указано ранее, в ходе обжалования незаконного отказа в возбуждении уголовного дела обращение к вышестоящим должностным лицам и прокурору является более эффективным способом отмены такого решения, чем судебная жалоба. При этом необходимо использовать все возможности привлечения внимания к преступлению, дабы не допустить «бюрократического круговорота» постоянных отказов возбуждении уголовного дела и их отмен.

Источник: статья Анатолия Зазулина, ИНТЕЛЛЕКТ-С, в газете «Наше право» (март 2019)

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

полицейские проверки, уголовное право, экономические преступления

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/ugolovnoe_delo_ne_vozbuzhdayut_chto_delat/

«Если дело возбуждено, закрывать его уже невыгодно». Бывший прокурор рассказывает о надзоре за следствием

Суть нашей работы такова, что прокурор проверяет законность действий. И если в регионе много историй попадают в прессу, это говорит не о том, что все плохо, а что работают все органы — не только на выявление преступлений, но и на противодействие преступлениям в правоохранительных органах.

Объем работы огромный, если кратко, то это надзор за возбуждениями уголовных дел, за отказами в возбуждении и ходом следствия, то есть за сроками [проведения следственных действий].

В Сибири я в шесть часов вставал и в шесть уходил с работы, а в Московской области постоянно до одиннадцати сидел и в выходные радовался, что могу поспать подольше перед тем, как пойду на работу.

Это отчеты, проверки административно задержанных — [для этого] надо в милицию ездить. Днем я обычно решал насущные задачи, а вечером уже проверял уголовные дела.

Прокурорам поступает много жалоб на незаконное преследование, на милицейский беспредел. Надо проверять, обоснованы они, или нет, запрашивать дела.

Но здесь вопрос статистики: если, например, в прошлом году мы удовлетворили семь жалоб, [в этом году] можно сделать небольшой прирост. Но если [прирост] будет большой — с нас спросят, куда мы смотрели и почему допустили нарушение.

И прокурора [района] поднимут на совещании, где все областные прокуроры и начальники отделов собираются и слушают отчеты.

Политика здесь такая: удовлетворенные жалобы означают отсутствие надзора. Если полицейские кого-то избили, значит, профилактика не проводилась, мы должны были представления вносить и требования. Почему-то все спрашивают с прокуратуры.

Иногда жалобы приходится удовлетворять. Вот, допустим, человек через год пожаловался на отказ в возбуждении дела — нельзя же написать, что я вчера, перед жалобой, его отменил, пишешь — ваша жалоба удовлетворена, постановление отменено.

Как проверяют отказ в возбуждении дела

А так — поступает, допустим, постановление об отказе в возбуждении дела, мы смотрим материалы, а там неполная проверка. Нужно провести еще какие-то действия и тогда уже можно будет говорить, что проверка проведена в полном объеме и оснований для возбуждения дела нет.

Или они есть. Но ведь бывает, что надо опросить свидетеля, а его просто нет. Все же ограничены по срокам [проверки], бывает, что по несколько раз решения отменяется по таким основаниям. Бывает, что [следователи] просто не успевают провести проверку из-за большого объема работы.

У прокуратуры есть еще такой показатель — выявление укрытых преступлений. И вот отказ в возбуждении дела — один из способов их укрыть.

Тогда мы смотрим основания для отказа и проводим встречную проверку: обзваниваем людей или вызываем их к себе и проверяем, действительно ли они говорили, что написано [в отказе]. Бывает, человек говорит, что его попросили так сказать. Это вопиющие случаи, но они имеют место.

Тогда прокуратура выносит требование возбудить уголовное дело, но следствие его может и не выполнить, и придется это решение обжаловать у их руководства.

Вообще следователи могут лениться, нет инициативы из-за маленькой зарплаты, в каждом случае это индивидуально. Ну почему вот это дело расследуется плохо, а это — хорошо? У полицейского [следователя] часто стоит задача — закрыть квартал, какой-то отчетный период.

Вот у них какие-то дела уходят, они ими занимаются, а долгоиграющие перекидывают на следующий месяц. При этом в УПК же есть статья 6.1 — разумный срок уголовного судопроизводства.

В Европейский суд по правам человека пошли иски из-за нарушения этих разумных сроков, и после этого по ведомствам пошло: вносите требования по этой статье.

Коррупцию мы не выявляем, у нас нет оперативных подразделений, этим занимается их внутренняя служба собственной безопасности.

Если и кажется по документам, что может быть какая-то коррупционная составляющая, то… Ну, там сидят люди с высшим юридическим образованием, голословно человека обвинять в коррупции некорректно — ты его не поймал за руку.

Но можно написать представление или информационное письмо, связаться с МВД, сказать что есть проблема. Но это уже на уровне прокурора района минимум решается.

«Все будут работать, чтобы был обвинительный приговор»

Со следователями мы лично контактируем. Они заходят, на какие-то вопросы отвечают, чтобы нам не писать бумагу, или хотя бы для себя — разобраться. Указания им можно давать и карандашом на постановлениях.

Это экономит время, вот представьте: прокурору принесли сто материалов, допустим, все — незаконные. Он садится их печатать и теряется на сутки минимум, а если на половине быстро карандашом раскидать: здесь доделайте, тут, то сильно быстрее получается.

Но тут страдает статистика, прокурор уже не сможет написать, что отменил сто постановлений — получается, немного жертвует карьерой ради продуктивности.

Если дело возбуждено, то закрывать его уже никому не выгодно — все будут бороться, даже если есть основания для прекращения. Система правосудия такова, что если нет состава [преступления], то все равно не надо прекращать дело.

Думаю, это такая политика: вот человека преследовали, может, даже посадили в СИЗО, а потом общественные защитники скажут, что он просто так сидел.

И пока есть силы и возможности, все будут работать, чтобы был обвинительный приговор.

Потому что оправдание будет значить, что не было прокурорского надзора: спросят, куда вы смотрели, товарищи? Возбуждения ведь проходят через прокуратуру, она же в суде представляет обвинение.

Если следователь прекратил дело за отсутствием состава преступления, его же и накажут — столько проверок будет, даже по его линии: почему человека преследовал, почему не сделал нужные выводы в самом начале? На такие вопросы и не ответишь. Принципиально надо найти виноватого. У МВД и СК это будет следователь, у прокуратуры — прокурор из-за отсутствия надзора.

Хотя вообще в идеале дела и возбуждаются, чтобы установить все обстоятельства и прийти к обоснованному решению, прекращать их или нет.

Уголовно-процессуальный кодекс вообще написан шикарно, но закончить все дела в соответствии с ним невозможно. Понятно, что они обычно более или менее приведены в порядок, но чтобы полностью — я таких дел не знаю.

Вот протокол допроса должен быть: вопрос-ответ, вопрос-ответ, а у нас все допросы идут сплошным текстом, и это плохо.

Я уже как адвокат прихожу к следователю, он такой [говорит моему подзащитному] — рассказывайте.

Я говорю: мы не будем, вы задавайте вопросы, и наше право потом — обжаловать, может у вас вопросы наводящие будут или у вас обвинительный уклон, а вы же должны устанавливать обстоятельства, не обвинять. В этом плане, наверное, ФСБ лучше всех работает, у них четко: вопрос-ответ и вопросы продуманные.

За ФСБ редко надзирать приходится, как правило, этим занимается прокуратура субъекта [федерации], там у них есть отделы по надзору за спецслужбой с соответствующим доступом к секретности.

Карьера прокурора

Какое подразделение лучше — это индивидуально, платят одинаково. Гособвинение завязано с судом — до скольки суд работает, столько они и работают. А надзор — сколько жалоб тебе пришло, столько ты и разгребай.

Карьерный рост — вообще провокационный вопрос, даже для анонимного разговора. Думаю, если посмотреть родственные и другие связи прокуроров районов, то все станет понятно. Бывает, в прокуратуре сын генерала карьеру делает, бывает, кто-то по объявлению пришел.

В остальном это еще и вопрос команды, насколько я знаю, если меняется прокурор области, то его люди становятся прокурорами районов, а те, кто был на их местах, уходят в аппарат и теряют реальную власть, занимаются статистикой. Это было бы хорошо на начальном уровне: уйти в аппарат и там карьеру делать.

А [уходить туда] с должности прокурора района — уже нет.

Про взятки тоже надо спрашивать минимум у прокуроров района. Я свечку не держал, наверное, какие-то вопросы решаются, но это на уровне предположений.

Хотя из моих коллег я единственный на работу пешком ходил. На прокурора района есть смысл выходить, он скажет [подчиненным], и никто спрашивать не будет.

А на помощника прокурора же и могут доложить, та же милиция скажет, что с ним что-то не так.

«У Следственного комитета все совсем безобразно»

Сейчас, со стороны, кажется, что беспредела намного больше, что он везде. Когда я работал в прокуратуре, казалось — ну, у нас почти все законно, сейчас подравняем. Но там ты не сталкиваешься с людьми, тебе приходят бумаги, ты бумаги и оцениваешь, тебе люди не говорят, в какую ситуацию они попали и что претерпели от полиции и Следственного комитета.

Надзор еще иногда участвует в заседаниях по мере пресечения. И я ходил, и, бывало, выступал против ареста, которого требовал следователь. В Сибири еще судья был классный — и профессионал, и как мужик рассуждал правильно.

В Москве же на процессе прокурор бубнит «считаю обоснованным, бу-бу-бу», и я тоже такой тактики изначально придерживался. А тот судья спрашивал — а чем обосновано-то все это? Вы хоть обоснуйте, говорил, поддержите. И это приятно, так сам процесс правильно построен.

Даже арестант понимает — прокуратура не просто мямлит, а что-то обосновывает.

Иногда кажется, что в полиции уровень профессионализма выше, чем у СК, эти вообще наобум дела загоняют, очень много беспредела, на них и жаловаться сложнее — у них меньше статистики, которую им прокуратура может подпортить. Хотя, насколько я знаю, в одной из прокуратур в Московской области был такой конфликт, что даже заместителя прокурора не пускали в комитет, приходилось из областной прокуратуры приезжать и разбираться.

Как адвокат уже могу сказать, что у Следственного комитета все совсем безобразно. Ведь если человека осудили и все грамотно сделали, даже если он вину не признает, в душе-то он понимает — все доказали и деваться некуда.

А если по беспределу посадили, человек не понимает, за что. Комитет вообще сильно изменился после выделения из прокуратуры. Раньше на совещаниях как было: надзор свободен, следствие — останьтесь.

Был большой коллектив, много направлений, и не хотелось за одно из них краснеть. А теперь там начальник помогает своим.

Источник: https://zona.media/article/2018/07/30/prosecutor

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела?

В уголовном производстве присутствуют несколько представителей власти, которые имеют право представлять обвинительную сторону процесса.

Одним из таких представителей является прокурор, на которого возлагается определенная ответственность за проведением судебного процесса.

Чтобы понять функции прокурора в уголовном судопроизводстве и его роль в процессе, необходимо знать некоторые особенности.

Кто такой прокурор?

Определение прокурора установлено в законе «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 ФЗ, в нем прописаны также полномочия, обязанности уполномоченного лица, структура прокуратуры и условия службы должностного лица.

Прокурор является должностным лицом, который уполномочен осуществлять преследование виновного в ходе судопроизводства, надзор за процессами дознания над обвиняемыми и органов предварительного следствия.

Пока прокурор не предъявит обвинение подсудимому предполагается презумпция невиновности. Служба в прокуратуре является государственной.

Существует несколько подразделений прокуратуры:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Прокуратуры других городов и регионов Российской Федерации;
  • подразделения Прокуратуры военного назначения;
  • организации науки и образования;
  • редакции печатной продукции;
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации.

Основные функции юриста

Генеральный прокурор исполняет несколько основных функций в ходе своей службы:

  1. регламентирует численность штата и структуру подразделений прокуратуры;
  2. издает указания и приказы, регулирующие деятельность сотрудников Прокуратуры;
  3. назначает и освобождает ректоров и проректоров от должностей, которые ведут деятельность в организациях специального назначения;
  4. на прокурора возлагается ответственность за соответствующее исполнение всех задач, что возложены на сотрудников.

Свою профессиональную карьеру чаще всего юрист начинает с помощника прокурора, и в результате достойной службы может претендовать на более высокое звание. Существуют также специальные подразделения прокуратуры по областям природной охраны, защиты экологии.

СПРАВКА!На территории страны не могут действовать органы прокуратуры, не входящие в ее единую систему.

Имеет ли полномочия прокурор возбуждать уголовные дела?

В некоторых случаях прокурор имеет право на возбуждение уголовного дела, но для данного права должны быть предоставлены суду веские основания для возбуждения уголовного преследования. При таких обстоятельствах гражданское дело может приобрести статус уголовного, если у прокурора будут доказательства содеянного преступления.

Участие прокурора в досудебном производстве

Прокуратура контролирует весь процесс преследования и дознания в ходе досудебного разбирательства. Прокурор имеет право осуществлять надзор за законностью деятельности органов полиции и дознания и контролировать правомерность их действий.

Также при определенной необходимости служащий может вмешаться в ход расследования в любой момент и на любой стадии следствия.

Если выявляется промедление досудебного производства, которое становится причиной жертв или иных негативных последствий, то прокурор имеет право назначить проверку деятельности правоохранительных органов.

Для получения документов по уголовному расследованию, прокурору необходимо направить письменный запрос следователям.

Каковы полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу?

Согласно статье 37 УПК РФ при расследовании уголовного дела прокурор имеет следующие права:

  • делать перерыв в расследовании при наличии веских причин;
  • прекращать расследование, предоставив серьезные основания;
  • прокурор имеет право давать указания при возврате уголовных дел при необходимости в дополнительных мероприятиях расследования;
  • утверждать акты обвинения или заключения;
  • отправлять уголовные дела в суды для дальнейших разбирательств;
  • контроль получения копий актов обвинения подсудимым;
  • ставить подпись на различных документах процессуального характера;
  • осуществлять продление предварительного расследования;
  • при нарушениях или ошибках должностными лицами, прокурор имеет право освободить их от обязанностей;
  • при наличии серьезных оснований прокурор имеет право сменить следователя, передав дело ему;
  • принятие или отвержение самоотводов от должностных лиц;
  • принимать решения о вопросах отводов органов правопорядка;
  • одобрение возбуждение дел уголовного назначения следствием или процедурой дознания;
  • осуществлять контроль соблюдения пунктов законодательства при деятельности органов правопорядка.

ВАЖНО!Уполномоченный сотрудник не имеет право прекращать преследование, только утверждать постановление о прекращении.

Каковы полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу?

В уголовном процессе прокурор имеет право давать поручения работникам следствия и дознания. Данные поручения обязательны к исполнению, даже если в конце процесса установится, что они были незаконными.

За незаконность поручений несет ответственность служащий, который дал данные указания. При рассмотрении дел, касающихся частного обвинения, прокурор участвует в процессе судебного разбирательства.

Участие служащего осуществляется на двух стадиях уголовного процесса:

  1. процесс уголовного следствия;
  2. прения сторон защиты и обвинения.

В конце судебного процесса, если сторона обвинения не удовлетворена вынесенным приговором, то прокурор может подать апелляцию, если на то есть серьезные основания.

Полномочия прокурора при судебном разбирательстве:

  • представляет сторону обвинения, доказывая вину обвиняемого;
  • озвучивает обвинительный акт;
  • осуществляет допрос свидетелей в процессе обвинения;
  • задает вопросы для уточнения деталей судебного процесса участникам следствия;
  • предоставляет суду и стороне защиты доказательства обвинения подсудимого;
  • заявляет ходатайства об экспертизах, проведении запросов для следствия, приобщении определенных документов;
  • в ходе прений сторон озвучивает обвинение и заслуженное наказание для подсудимого;

Прокурор обязан являться на судебное заседание, если сотрудник отсутствует по веским причинам, то заседание должно быть отложено на необходимый срок. Уведомление о назначенном месте и времени проведения судебного процесса направляется лично в руки, повестка должна быть подписана.

Если в зал суда не является потерпевший при наличии веских причин, включая нахождение в клинике, должностное лицо обязано запросить ходатайство о переносе дела на иной срок, удовлетворяющий возможности появления потерпевшего.

В ходе судебного разбирательства возможна смена уполномоченных с оформлением заявлений на отвод.

Смена обвинительной стороны может быть принята решением одной из сторон, также судьей, если есть подозрение, что обвиняемая сторона заинтересована в определенном исходе процесса.

Обжалование путем апелляции невозможно при двух случаях:

  1. при вынесении оправдательного приговора;
  2. приговор, который не предусматривает наказания.

Обжалование прокуратурой на практике были редкостью в 2019 году, поскольку суд назначал такое же наказание, если обвинение было доказано. Существовали лишь незначительные смягчения наказания.

ВАЖНО! Обвинительная сторона обязана присутствовать на вынесении приговора. Отсутствие считается нарушением законодательства.

Какими полномочиями обладает прокурор в уголовном процессе?

Различные стадии уголовного процесса включают в себя определенные полномочия, которым обладает должностное лицо в ходе судебного разбирательства:

  • контролирование соблюдений правовых интересов и защиты потерпевшей стороны;
  • контроль за исполнением полномочий определенных органов;
  • соблюдение всех сроков рассмотрения расследования;
  • контроль за проведением всех следственных действий;
  • координирование действий органов правопорядка и дознания;
  • охрана конституционных прав участников;
  • контролирование соблюдений всех статей и пунктов законодательства;
  • раскрытие незаконных действий.

ВАЖНО!Все функции должностного лица прописаны в законодательстве и указываются в должностной инструкции.

Какие органы и должностные лица имеют право на возбуждение уголовного дела?

На основании п. 1. статьи 146 УПК РФ возбуждение уголовного дела осуществляется правоохранительными органами, если они уполномочены на осуществление таких функций.

Также данное право имеют следователь, дознаватель, правоохранительные органы и орган дознания.

Для начала уголовного дела требуется постановление, в котором указываются:

  1. дата, время и место;
  2. данные того, кем вынесено обвинение;
  3. основание и повод для возбуждения уголовного дела, при наличии веских причин;
  4. пункты и статьи уголовного кодекса, на которые опирается обвинение.

После оформления постановления документ направляется в прокуратуру для утверждения.

Сотрудник также имеет право на возбуждение судебного производства с соблюдением всех правил оформление постановления, копия постановления также направляется в прокуратуру для дальнейшего следствия.

Если в постановлении имеются недочеты, прокуратура имеет право вернуть материалы для разъяснения определенных моментов.

Прокурор – обязательная фигура для проведения уголовного процесса, чтобы судебное разбирательство проходило по всем нормам и правилам.

Без присутствия прокурора обвиняемый может уйти от наказания, а интересы стороны потерпевшего могут быть ущемлены.

На служителе закона лежит ответственность за законность действий многих участников судебного процесса, фактически, без данного сотрудника проведение заседания невозможно.

Источник: https://vzapase.expert/sluzhba/mozhet-li-prokuror-vozbuzhdat-ugolovnye-dela

Имеет ли право прокуратура возбуждать уголовные дела?

Правом возбуждать дела обладают: прокурор, орган дознания, следователь, судья (суд) (ст. 3, 109, 112, 255—256 УПК), причем каждый в пределах своей компетенции. Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обраще­ние о привлечении лица к уголовной ответственности может рас­сматриваться только как повод к возбуждению дела.

Прокурор вправе возбудить дело о любом преступ­лении, независимо от подследственности.

Возбуждение уголовного дела прокуратурой

Возбуждение уголовного прокуратурой – это процессуальное действо прокурора, это самостоятельная, первоначальная стадия процесса, представляющая собой принятие решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении такового. При наличии законного повода и достаточного основания к возбуждению дела прокурор, обязан в пределах своей компетенции возбудить дело (ст.

Возбуждение уголовного дела

Ст. УПК РФ говорит о том, что суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять меры, предусмотренные законом к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.

Такое решение о возбуждении или отказе в возбуждении происходит в начальной стадии процесса — стадии возбуждения уголовного.

Вправе ли прокурор возбуждать уголовное дело?

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного

Институт Русского Социологического Исследования

«Согласно рекомендациям комитета министров Совета Европы, прокурор должен быть наделен правом возбуждения преследования, направления расследования и надзора за ним. По этому пути идут все ведущие мировые державы: США, Франция, ФРГ, Италия и другие», — сказал Чайка.

«По данным Совета Европы, прокуроры 41 государства из 47 осуществляют полный контроль за полицейским расследованием, а шесть остальных активно участвуют в этом процессе», — добавил генпрокурор.

Противостояние силового и либерального блока в Кремле и правительстве Российской Федерации набирает обороты.

Может ли прокурор возбудить уголовное дело если является родственником потерпевшего?

В ч.5 статьи 21 УПК РФ говорится,что уголовные дела, за исключением уголовных дел, указанных в частях второй и третьей этой статьи, считаются уголовными делами публичного обвинения (ст.264 входит сюда. Возбуждается по факту совершения преступления).

В соответствии со ст.

25 УПК РФ суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.©

Ч.1 ст.264 УК РФ относится к преступления небольшой тяжести, т.к.

Органы и должностные лица, имеющие право на возбуждение уголовного дела

Прокурор – вправе возбуждать дело о любом преступлении, совершенном на террито-рии действий его полномочий (ст. 1, 2 Закона «О прокуратуре»).

Следователь – возбуждает, когда. в расследуемом деле обнаруживает-ся новое преступление, сам принимает заявления от граждан, прокурор передает материалы сле-дователю. Следователь возбуждает уголовные, которые подследственны ему по предмету и по территориальному признаку (ст.

Порядок возбуждения уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела: виды, основания, порядок обжалования

При наличии повода и основания. предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении дела делается соответствующая отметка.

Источник: http://juristi-online.ru/pravo-prokurora-vozbuzhdat-ugolovnoe-delo-28094/

Прокуратура как надзорный орган при возбуждении уголовного дела

Инициализация уголовного дела органами прокуратуры – это специализированное процессуальное действие, возбуждаемое прокурором. Следует отметить, что возбуждение дела – это первоначальная, самостоятельная стадия проведения уголовного процесса, которая представляет собой принятие решений как по отношению к возбуждению дела, так и по отношению к отказу от возбуждения такового.

Если есть одобренное действующим законодательством разрешение и законный повод для того, чтобы в ходе разбирательства уголовного дела был осуществлен контроль прокуратуры при возбуждении уголовного дела, прокурору необходимо возбудить уголовное дело в рамках своей компетенции. Этот момент регламентируется статьей №112 УПК России.

О том, что уголовное дело было возбуждено, прокурор должен вынести соответствующее постановление.

После того, как постановление было вынесено, прокурор должен направить дело для дальнейшего судебного делопроизводства к предварительному следствию или дознанию.

Вместе с этим возбуждением дела также должны быть своевременно приняты меры относительно предотвращения или же пресечения преступных деяний.

Что может прокуратура при возбуждении уголовного дела: поводы для возбуждения

Прокуратура как надзорный орган в качестве повода для возбуждения уголовного дела может использовать следующие причины:

  1. Заявление одного или нескольких граждан;
  2. Явка одного или нескольких граждан с повинной;
  3. Сообщение компетентного должностного лица, или же того лица, которое выполняет ряд управленческих функций в своей организации;
  4. Сообщения, озвученные в СМИ;
  5. Обнаружение каких-либо вещественных доказательств или же сведений, доказывающий преступления, совершенные должностными органами или лицами, имеющими право на возбуждение по этим вещественным доказательствам уголовного дела.

Что может и должен делать прокурор в ходе разбирательства

При возникновении любых спорных ситуаций самым правильным путем расследования дела и сбора доказательств по нему будет обращение к квалифицированному юристу. Юрист с опытом работы в данной сфере, а также с достаточной компетенцией сможет помочь не только юридической консультацией, но и представительством в ходе проведения судебного делопроизводства.

Самое главное основание, дающее возможность возбудить уголовное дело с прокуратурой как надзорный орган – это наличие достаточного количества вещественных данных и доказательств, прямо указывающих на преступление или на его признаки.

При этом важно, чтобы не было никаких обстоятельств, которые могли бы помешать организации производственных процессов по делу уголовного характера.

В таком случае есть вероятность того, что контроль прокуратуры при возбуждении уголовного дела может пойти не по стандартному для таких ситуаций алгоритму.

Прокурор имеет полное право на то, чтобы инициировать дело в отношении любого преступного деяния, попадающего под уголовный кодекс, причем вне зависимости от такого параметра, как подследственность дела. Это право появляется из функции по уголовному преследованию, которая возложена на прокурора.

В процессе выполнения своей функции прокурор, прокуратура как надзорный орган или же личный и уполномоченный заместитель, согласно основаниям и установленному закону, имеют право на возбуждение не только уголовного дела, но также на возбуждение производства по отношению к правонарушению административного характера.

Также прокурор может потребовать привлечение к ответственности тех лиц, которые нарушили закон, к любой другой ответственности, установленной нормами действующего законодательства.

Для того, чтобы досконально изучить отрасль и основные правила для возбуждения уголовного дела прокуратурой, необходимо обратиться к юристу за квалифицированной юридической консультацией. В ходе консультации, а также представительства юриста в суде можно выявить, что может прокуратура при возбуждении уголовного дела.

Важный момент: участие квалифицированного и имеющего опыт юриста будет достаточной гарантией защиты прав, а также соблюдения интересов. При самостоятельном ведении судебного дела без опытного юриста в качестве представителя стороны есть вероятность отрицательного итогового решения по судебному делопроизводству.

Источник: http://gphml5.ru/imeet-li-pravo-prokuratura-vozbuzhdat-ugolovnye-dela/