1 группа инвалидности можно ли водить машину

В московских автошколах ежегодно проходят обучение 200-300 человек с ограничениями по здоровью, однако получить заветные водительские права получается не у всех. Портал Москва 24 поговорил с людьми с инвалидностью и узнал, насколько нужны водительские права для полноценной жизни и просто ли их получить.

ТАСС/Юрий Смитюк

“Без прав в Москве – никуда”

Виталий Гриценко в 2008 году участвовал в грузино-осетинском конфликте, проходившем в Южной Осетии. Он проходил службу по контракту, но после артиллерийского обстрела осколок попал ему в позвоночник, и ноги сразу же отказали. После травмы Виталию пришлось проходить долгую реабилитацию, но теперь он является членом паралимпийской сборной России по легкой атлетике.

Сейчас паралимпиец обучается третий месяц в автошколе в специальной группе для людей с ограничениями по здоровью: вместе с ним учатся на водителя инвалиды с детства и те, кому для управления автомобилем не хватает ноги или руки. К каждому из учеников инструкторы находят особый подход. Для получения прав Виталию осталось только сдать экзамены в ГИБДД.

Виталий Гриценко

“В Москве без машины тяжело по городу передвигаться, потому что в метро и на общественном транспорте не очень удобно. Кроме того, иногда мы в Европу ездим на сборы и на соревнования, поэтому для дальних дистанций по-любому нужны водительские права”, – поделился Гриценко.

Виталий в родном Ростове-на-Дону, еще до своего ранения, уже осваивал азы вождения. Но после ранения в Южной Осетии пришлось учиться заново, так как в автошколе ему предоставили машину с ручным управлением. Его инструктор, которого зовут Александр, работает конкретно с людьми с ограниченными возможностями. Он сам “подстраивает” обучаемого под автомобиль и автомобиль – под ученика.

По словам Виталия, водить авто только руками было непривычно, но он освоил новый способ управления. При этом на реальной трассе нужно быть осторожным, так как на дорогах множество лихачей.

“В городе есть особенные моменты: активное дорожное движение, все наглые и дерзкие, надо ездить по их правилам. Я стараюсь более осторожно передвигаться на машине, без лихачества.

Я катался на учебной машине пока только по Волгоградскому проспекту и рядом с автошколой, а на МКАД пока нельзя выезжать, но я думаю, что ничего сложного в этом нет, – пояснил собеседник портала Москва 24. – Парковки в городе – больная тема.

Бывает, возле дома после семи часов все места заняты, в два ряда все стоят, даже места для инвалидов все забиты”.

скриншот церемонии награждения

Гриценко признался, что после получения водительского удостоверения сразу сядет за баранку своего японского минивена, так как автомобиль для него – это жизненная необходимость, а не роскошь. Причем машины такого типа кузова особенно удобны для передвижения инвалидов-колясочников.

“Сейчас я учусь на немецком седане, а после обучения буду передвигаться на своем минивене.

Автомобиль уже переоборудован, у нас есть свой человек в Серпухове, который для всей нашей команды делает ручное управление: автоматическую коробку переключения передач и ручку-дубликат “газ-тормоз”.

В минивене мне будет удобно сесть и поставить сзади коляску самому, а в седане – нужна чья-то помощь, чтобы положить коляску в багажник”, – подчеркнул он.

Двукратный чемпион Европы по легкой атлетике пропустил паралимпийские игры в Рио-де-Жанейро из-за отстранения российской сборной Международным олимпийским комитетом (МОК), но надеется попасть на игры в Токио, куда он сможет полететь уже с водительским удостоверением.

“Машина – наши ноги, колеса и все-все-все”

Известный параспортсмен Станислав Бураков оказался прикованным к инвалидной коляске после аварии на мотоцикле – о катании на байке и привычной жизни можно было забыть.

Однако происшествие не заставило его отказаться от необходимого средства передвижения – автомобиля. В отличие от Виталия Гриценко, Станиславу не пришлось переучиваться и сдавать экзамен на водительские права.

Свой автомобиль он просто переоборудовал для ручного управления.

“Я получал права еще до травмы. А после аварии и реабилитации сдал все нужные документы, прошел медкомиссию, она меня допустила до управления автомобилем. В ГИБДД я получил новые права, не было никаких трудностей”, – пояснил он.

из личного архива

Станислав практически ежедневно ездит на тренировки по баскетболу и вейкбордингу, куда попасть можно только с помощью авто. Хотя часто передвигается и на дальние расстояния. Не так давно спортсмен с другом совершил автопробег из Москвы во Владивосток, проехав более 11 тысяч километров через всю страну. По дороге ему пришлось дважды менять пробитое колесо.

“Мы останавливались в городах и проехали весь путь за месяц. В машине ехали только люди с ограниченными возможностями, без сопровождающих.

Причем, за всю дорогу нас ни разу инспекторы ГИБДД не останавливали, и никто не беспокоил, – поделился Бураков.

– Поначалу было непривычно ездить на большие расстояния, катался с опаской, но это все дело привычки и возможность побороть какие-то свои страхи”.

из личного архива

По словам параспортсмена, людям с ограничениями по здоровью автомобиль жизненно необходим. Потому что так открываются новые двери, которые дают множество возможностей для развития.

“Автомобиль – это не роскошь. Я бы без машины не добился того, чего сейчас добился. Мне нужно ездить на работу и с работы, на тренировку и обратно. Также я своих друзей подвожу, которым также трудно передвигаться без автомобиля, выручаем друг друга. Машина – наши ноги, колеса и все-все-все, это необходимый атрибут, так же, как и коляска”, – подчеркнул Станислав.

Готовы ли автошколы?

ТАСС/Юрий Смитюк

Сегодня в Москве работают более 300 автошкол, которые готовят свыше 60 тысяч водителей ежегодно.

Согласно существующим нормативно-правовым документам, все автошколы, которые имеют лицензию на подготовку водителей категории B, должны обучать и жителей столицы с ограниченными возможностями здоровья – если у них отсутствуют противопоказания к управлению автомобилем. Ежегодно такие граждане обращаются в 30-40 автошкол.

Однако, по словам президента “Гильдии автошкол России” Сергея Лобарева, не все хотят и могут обучать инвалидов. В среднем, за прошедшие годы водительские удостоверения получили около 200-300 человек с инвалидностью.

“Многие школы отказывают в этой услуге по ряду причин. Во-первых, потому что необходим определенный подвижной состав в зависимости от состояния здоровья обучающегося: слабослышащим, например, нужен сурдопереводчик.

Многие школы пытались включать слабослышащих в общие группы, в которой работал сурдопереводчик. Пока переводили, многие граждане, которые не имели противопоказаний по здоровью, уходили в другие школы или переходили на удаленное обучение, чтобы не затягивать учебный процесс.

Вместо 2,5 месяцев теории занятия длились почти три”, – пояснил эксперт.

По российскому законодательству, получить водительское удостоверение может каждый совершеннолетний, кого допустит медицинская комиссия. В конце 2014 года власти выпустили список заболеваний, при которых человек не может управлять автомобилем.

Речь идет о серьезных заболеваниях: шизофрении, умственной отсталости, аффективных расстройствах, ахроматопсии (нарушение цветовосприятия), полной слепоте и эпилепсии.

Для облегчения обучения маломобильных граждан автошколы предлагали разработать специальную программу для инвалидов.

Так, часть дисциплин для подготовки профессиональных водителей можно заменить на дополнительные часы, на которых инструкторы разъяснят сложные вопросы, или на большее количество практических занятий.

Согласно опросам автошкол, стоимость обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от компании, составляет от 10 до 30 тысяч рублей. Причем, в некоторых школах можно пройти обучение на льготных условиях или получить компенсацию стоимости в местном отделении социальной защиты населения.

В 2016 году в столице Союз автошкол Москвы начал обучать водительскому мастерству маломобильных граждан на безвозмездной основе.

В его состав входят 15 организаций, среди которых автошколы “Старт”, “Онлайн”, “Битцевская автошкола” и другие. Квоты на бесплатное обучение были установлены в размере 50 человек.

Однако, по словам председателя правления Союза Александра Ачкасова, сейчас количество желающих пройти обучение резко упало.

ТАСС/Юрий Смитюк

“За три года мы выучили тех, у кого было желание, а новая группа желающих пока не набирается, поэтому со следующего года будем ненадолго приостанавливать эту программу. Если будут обращения – возобновим. Стоит отметить, что за время пилотного проекта мы обучили несколько участников паралимпийской сборной России”, – пояснил он.

По его словам, каждый год приходило порядка 100-150 желающих, но заканчивали обучение только около десяти процентов. “Многие желающие отсеивались по показаниям здоровья, другие – из-за медицинских осложнений в период обучения. Таким образом, за три года прошли обучение только порядка 50 человек”, – пояснил Ачкасов.

Сейчас в Москве проживают около 1,1 миллиона людей с ограниченными возможностями.

Из них более 12 тысяч незрячих и слабовидящих, более 6 тысяч глухих и слабослышащих граждан, более 17,8 тысячи – с поражением опорно-двигательного аппарата, 6,2 тысячи инвалидов вследствие ДЦП и более 33,6 тысяч человек с инвалидностью по психическим заболеваниям.

За пять лет число москвичей с ограниченными возможностями, которые регулярно занимаются спортом, увеличилось на 70%. Чаще всего они выбирают плавание, настольный теннис, дартс, шашки, шахматы, армспорт, пауэрлифтинг и игровые виды спорта.

Собеседник портала Москва 24 добавил, что автошколам достаточно сложно перестроиться, чтобы обучать водительскому мастерству людей с ограничениями по здоровью.

“Мы инструкторов целый год подбирали, потому что они часто не выдерживали такой работы. Потом мы нашли специалистов, у которых в семьях есть инвалиды, которые знают, как обращаться с маломобильными учениками, и у нас работа наладилась, все пошло. Кроме того, необходимо переоборудовать автомобили, чтобы они подходили людям согласно их ограничениям”, – пояснил эксперт.

Федотов Анатолий

Источник: https://www.m24.ru/articles/avto/09112018/154005

Как получить водительские права водителю инвалиду

1 группа инвалидности можно ли водить машину

Для большинства россиян автомобиль стал не только средством комфортности, но и определенным показателем статусности. Однако, людям с ограниченными возможностями (инвалидам), имеющим серьезные проблемы со здоровьем, машина не редко становится просто необходима, поскольку она является единственной возможностью передвижения на значительные расстояния.

Инвалидами в нашей стране признаны те люди, которые имеют определенные заболевания и прошли процедуру МСЭ (медико-социальной экспертизы), на которой и присваивается инвалидность. Если результаты такой экспертизы не подтвердили инвалидность и соответствующее решение не принято, лицо инвалидом не считается.

В этой статье мы подробно рассмотрим вопросы о том, как инвалид может научиться водить машину, а также как получить водительские права инвалиду.

Как выбрать автошколу для инвалида

Школу для автообучения, дающую хорошие знания и умения по управлению авто, сложно найти даже абсолютно здоровому человеку, а  поиск автошколы для инвалида – это еще более трудная задача. Большинство учреждений просто не готовы обучать автовождению людей с ограниченными возможностями.

Для реализации этих задач создаются специальные автошколы, количество которых на территории РФ, к сожалению, крайне ограничено.

Проблемным является тот момент, что оборудование для организации таких заведений  довольно дорогостоящее, а в виду того, что большинство из них являются частными, тратиться на закупки многие владельцы считают не целесообразным.

В специализированных автошколах для инвалидов должны иметься:

  • Лицензия установленного образца, которая позволяет готовить автоводителей этой категории.
  • Специально оборудованные тренажеры;
  • Должным образом подготовленные инструкторы, которые умеют и знают, как работать с инвалидами;

 Особенности обучения экстерном

Еще несколько лет назад людям с ограниченными возможностями для получения автоудостоверения нужно было искать школу, имеющую лицензию, и другого варианта не существовало.

Теперь в законодательство РФ внесены определенные поправки, согласно которым разрешается получение водительских прав инвалидам экстерном.

Сейчас инвалиды имеют право проходить сам курс обучения дома, сдавая нужные зачеты/экзамены дистанционно.

Такое обучение идет на платной основе, но, по окончании полного курса, государство берет на себя обязательства по компенсации затраченных средств.

В случае, когда автошкола соответствует всем требованиям и готова к обучению людей с ограниченными возможностями, то ее сотрудники, без сомнения, знают, как проводить занятия.

Перед тем, как начинать обучение, рекомендуется связаться с администрацией и задать некоторые вопросы, которые помогут уяснить: в какой форме происходит обучение вождению и как именно организована сдача экзаменов (в самой автошколе и в ГИБДД).

Вполне вероятно, что человеку с ограниченными возможностями понадобятся дополнительные занятия, позволяющие на 100% овладеть навыками вождения.

Медицинские ограничения

Все ограничения по медпоказаниям для управления автотранспортом любых категорий/подкатегорий, должны быть проставлены (в кодированном виде) в разделе 14 автоудостоверения.

Следовательно, в  первую очередь потребуется пройти водительскую медкомиссию, заключение которой необходимо для получения прав. Каждый диагноз накладывает свои ограничения, а перечень всех диагнозов опубликован в соответствующем постановлении правительства.

После получения необходимой медсправки станет ясно, возможно ли получить автоудостоверение для управления транспортом с конкретным диагнозом.

Процедура получения водительских прав инвалидом

Здесь следует отметить, что процедура получения водительского удостоверения инвалидом не имеет принципиальных отличий от стандартной схемы. Кроме того, что соискатель должен пройти медкомиссию и окончить автошколу, сдав после этого экзамены, от него потребуется собрать обязательный пакет документов.

Медицинская справка для инвалидов

Выдача медицинской справки гражданам с инвалидностью  по процедуре не имеет отличий от стандартного процесса, предусмотренного для всех автоводителей. Необходимые отметки будут проставлены в «Списке показаний на управление ТС». К примеру, пометка V будет находиться в графе:

  • «С ручным управлением» — в правах у человека с параличем либо культей нижних конечностей;
  • «С автоматической трансмиссией» — в правах у человека при отсутствии кисти либо 2-х пальцев и более и т.д.

Важно понимать, что водитель, имеющий медицинские показания, имеет право управлять транспортным средством лишь в случае, когда он соблюдает требования.
Необходимое для получения прав медосвидетельствование – это комплекс осмотров и обследований, проведенных узкими специалистами, а также лабораторные и инструментальные исследования:

Для категории/подкатегории М, А, В обязательное прохождение следующих специалистов:

  • осмотр терапевта либо семейного врача (врача общей практики);
  • осмотр психиатра;
  • обследование у нарколога;
  • осмотр офтальмолога.

В случае, если в ходе обследования у специалистов обнаружатся какие-либо симптомы других заболеваний, то кандидат на получение медзаключения направляется на дополнительные консультации к неврологу, на ЭЭГ (электроэнцефалографию), а также на сдачу анализов (кровь, моча и пр.).

Для всех других категорий потребуется пройти и других медицинских специалистов:

2. Получение всех других категорий потребует, помимо прохождения вышеперечисленных обследований, оформления медзаключения (форма №003-В/у). Документ в присутствии освидетельствуемого готовит на основании проведенных исследований терапевт либо семейный врач. Такое медицинское заключение считается действительным  12 месяцев, в течение которых его можно предоставить в ГИБДД.

В медсправке указаны следующие строки для ограничения к управлению:

  • С ручным управлением;
  • С автоматической трансмиссией;
  • Оборудованным акустической парковочной системой;
  • С использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения;
  • С использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха.

Как пройти психиатра и нарколога инвалиду

1. Осмотр у врача-психиатра

Проводится в медучреждениях специализированных (государственной/муниципальной системы здравоохранения):

  • по месту жительства;
  • по месту фактического пребывания водителя/кандидата в автоводители.

При этом  медучреждение, проводящее такое обследование, должно иметь лицензию, позволяющую осуществлять деятельность в сфере услуг психиатрии либо психиатрического освидетельствования.

Если в ходе осмотра врач-психиатр выявляет синдромы и симптомы тех заболеваний, которые относятся к медицинским противопоказаниям для управления автотранспортом, то освидетельствуемый направляется на медицинскую комиссию для проведения специализированного психиатрического освидетельствования.  Если от прохождения подобной процедуры инвалид отказывается, то он гарантированно не получает столь необходимого для получения прав заключения врача-психиатра.

2. Осмотр врача-психиатра-нарколога

Такой осмотр включает выявление в моче психоактивных веществ, а также определение в сыворотке крови качественного и количественного CDT (карбогидрат-дефицитного трансферрина).  Исследования проводятся в медучреждениях специализированных (государственной либо муниципальной системы здравоохранения):

  • по месту жительства;
  • по месту фактического пребывания водителя/кандидата в автоводители.

При этом  медицинское учреждение, проводящее подобное обследование, должно иметь лицензию, позволяющую осуществлять деятельность в сфере психиатрии-наркологии, лабораторной, а также клинической лабораторной диагностики.

Обратите внимание, что постоянно возить с собой медсправку водителя инвалидам не обязательно.

Государственная пошлина

После сдачи соответствующей экзаменационной проверки, кандидат в водители обращается с пакетом документов на получение автоудостоверения в отделение ГИБДД.  Предварительно нужно уплатить законодательно установленную госпошлину, размер которой на настоящий момент составляет 2000 руб.

Реквизиты для совершения платежа можно получить по месту обращения либо на официальном портале госоргана.

Документы, необходимые для получения водительского удостоверения

Полный пакет, который потребуется предоставить в ГИБДД,  состоит из следующих документов:

  • письменное заявление;
  • паспорт гражданина РФ либо другой документ, подтверждающий личность заявителя;
  • медсправка, которая является подтверждением, что противопоказания к управлению автомобилем отсутствуют;
  • водительская карточка, которая подтверждает получение спецподготовки;
  • квитанция об уплате госпошлины (обязательным документом не является, однако лучше иметь ее при себе в момент подачи бумаг в ГИБДД).

Если свои документы на получение автоудостоверения подает несовершеннолетний (возраст 16-18 лет), то в дополнение к полному пакету он должен предоставить специальным образом заверенное согласие родителей/опекунов на прохождение экзаменов и выдачу ему автоудостоверения.

Водительское удостоверение человек получает лично (под роспись заявителя). В соответствии с общепринятыми правилами, срок действия этого документа составляет 10 лет. После окончания этого периода потребуется замена прав.

Как проходит обучение инвалида вождению авто с коробкой-автомат

В случае, когда человек с ограниченными возможностями имеет заболевание, которое позволяет ему водить машину с АККП, то он может учиться и в обычной автошколе, сдавая затем экзамены в стандартном порядке.

Вполне естественно, что самому инвалиду будет более комфортно обучаться в специализированной автошколе, инструкторы которой знают и умеют работать с подобной категорией людей.

Однако, если учитывать, что подобных школ катастрофически мало, то можно записаться и в автошколу обычную.

Обучение инвалида управлять автомобилем с ручным управлением

Сложнее обстоит дело с обучением вождению автомобиля с  управлением ручным. Ведь подобная техника имеется только в автошколах специализированных. Бывают случаи, когда людям с ограниченным возможностями чтобы получить водительское удостоверение приходится систематически ездить в один из соседних регионов (на обучение), поскольку ближе подходящих школ попросту нет.

Преимущество водителя-инвалида на дороге

В  ПДД прямо указано, что на автотранспорт, управление которым осуществляется инвалидами 1-ой и 2-ой групп, перевозящий таких людей и детей-инвалидов, действие некоторых дорожных знаков не распространяется. Среди таких знаков:

Что предусматривают ПДД для инвалидов за рулем?

Действующими Правилами предусмотрен ряд требований к оборудованию автотранспорта, управление которым осуществляет лицо, которому присвоена инвалидность. Отдельно в правилах затронуты интересы инвалидов-пешеходов, которые перемещаются в инвалидных колясках, не имеющих двигателя.

При движении по дороге обозначен ряд преимуществ, для получения которых водитель с ограниченными возможностями должен установить на своем транспортном средстве значок «инвалид». Такой знак представляет собой квадрат желтого цвета (размеры сторон – 15см) с изображением символа. Следует отметить, что установка такого значка является правом автоводителя, а не его обязанностью.

Устанавливается значок «Инвалид» сзади и спереди транспортного средства, в случаях, когда автомобилем управляет инвалид 1-ой и 2-ой группы, а также на автотранспорте, перевозящем инвалидов.

Итак, процедура получения водительского удостоверения инвалидом не так трудоемка, сложно найти подходящий центр обучения. В заключение следует отметить, что, как правило, водители-инвалиды довольно внимательны на дороге и управляют ТС очень аккуратно, они гораздо реже попадают в аварии и не создают аварийные ситуации.

Все ещё остались вопросы?

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.181 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

: 07-10-2017

Источник: http://avtoudostoverenie.ru/poluchenie/kak-poluchit-voditelskie-prava-invalidu.html

Медицинский запрет на вождение пытается преодолеть инвалид на севере Казахстана

1 группа инвалидности можно ли водить машину

ПЕТРОПАВЛОВСК, 8 авг – Sputnik, Елена Бережная. В Петропавловске выпускники первой в республике автошколы для лиц с ограниченными возможностями “Равная дорога” получили водительские права, однако пока набор в автошколу людей с инвалидностью приостановлен, передает корреспондент Sputnik Казахстан.

Люди с инвалидностью самостоятельно смогут выбрать реабилитацию

Дело в том, что первый поток выявил проблему, требующую решения на республиканском уровне. Законодательство запрещает казахстанцам с некоторыми диагнозами водить машину. В законодательстве нужны поправки, считает директор единственной специальной автошколы в стране Салимхан Сабитов. Сейчас его предложение рассматривают в министерстве здравоохранения.

Дорогу осилит идущий

Специальная автошкола появилась на севере страны в марте этого года. И пока она единственная в Казахстане. Открыл ее выпускник интерната для детей с поражением опорно-двигательного аппарата Салимхан Сабитов.

Не хочу быть другой: откровения казахстанки с диагнозом ДЦП

Идею автошколы для людей с ограниченными возможностями Салимхан Сабитов презентовал на конкурсах стартап-проектов в Алматы и Астане в прошлом году, там и нашлись спонсоры, готовые помочь в реализации проекта.

На спонсорские средства Сабитов приобрел приемлемую по стоимости, негабаритную и маневренную Lada Granta.

К тому же, это автомобиль с автоматической трансмиссией, что имело значение для переоборудования машины под управление людьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Переоборудовали машину в Челябинской области России.

© Sputnik / Елена Бережная

На руль установлена деталь, напоминающая штурвал самолета, которая позволяет управлять авто полностью вручную

“На руль установили деталь, напоминающую штурвал самолета, которая позволяет управлять автомобилем полностью вручную. Потянуть рычаг на себя – это равносильно тому, что нажать педаль газа, а для того, чтобы затормозить, нужно наоборот нажать на рычаг от себя. Эта деталь никак не мешает управлять автомобилем и традиционным способом”, – объясняет Сабитов.

Истощенную девушку-инвалида вызволили из заточения в Уральске

Оборудование обошлось в 300 тысяч тенге. Машину поставили на учет в дорожной полиции и в спецЦОНе. А в марте этого года новая автошкола для инвалидов была открыта. Уже в первую группу набралось десять человек. В первом потоке учился и сам директор автошколы для людей с ограниченными возможностями Салимхан Сабитов.

Гордые выпускники

“После двух месяцев обучения первая группа из четырех человек получила свидетельства об окончании курса. Двое из них уже сдали экзамены и получили права”, – рассказал Sputnik Казахстан директор автошколы “Равная дорога”.

В числе первых прошла обучение и стала обладательницей водительских прав жительница Петропавловска Екатерина Залецкая. У девушки поражение опорно-двигательного аппарата. Она инвалид второй группы.

“Я с самого детства мечтала водить машину. И только взрослея, стала понимать, что машина для меня – это не просто детское представление о красивой жизни, а еще и большая помощь в передвижении. Мне тяжело ходить на большие расстояния”, – поделилась Катя.

Она призналась, что как только узнала об открытии автошколы, поняла: это ее шанс на мобильное будущее.

Как инвалидов ограничивают в возможностях в Казахстане

“Сначала я очень боялась. Даже трясло от страха. Но когда первый раз села за руль, такое ощущение было, как будто я всю жизнь водила. И все обучение прошло на одном дыхании. Теперь мечтаю о собственном автомобиле”, – говорит Екатерина Залецкая.

Палки в колеса

К слову, девушка уже присмотрела себе машину, но купить автомобиль пока не может. Инвалиды имеют равные права со здоровыми казахстанцами пока только на словах.

© Sputnik / Елена Бережная

Первая выпускница автошколы “Равная дорога” Екатерина Залецкая

Попытки Екатерины обратиться в банки, чтобы получить автокредит, оказались бесплодными. Во всех банках девушке отказали, ссылаясь на ее инвалидность.

“Даже несмотря на то, что я работаю фармацевтом и у меня хорошая зарплата, вдобавок получаю пособие по инвалидности. Меня даже слушать не хотели”, – возмутилась девушка.

Имея работу, Екатерина может себе позволить крупные покупки, а что делать тем, кто живет только на пособие, спрашивает девушка.

А ведь это тоже граждане страны, и хотят иметь равные возможности, в том числе покупать какую-то технику, которая бы облегчила их быт, говорит она.

“Даже не знаю, как мне сейчас быть. Мне нужно примерно миллион – миллион двести тысяч. Придется копить эти деньги не один год. А я думала, что получу права и сразу смогу ездить на машине”, – сетует девушка.

Инвалидам в Казахстане разрешили летать на самолетах без сопровождения

Тем временем, другие выпускники, также мечтавшие сидеть за рулем автомобиля, с трудностями столкнулись еще на первом этапе получения водительских прав. Шестеро, включая самого Салимхана Сабитова, получили отрицательное заключение комиссии по медицинским показаниям.

Пора что-то менять

“С одной стороны, я понимаю медиков, потому что они не хотят брать на себя ответственность. Но я считаю, что назрела необходимость пересмотреть пункты законодательства с учетом индивидуальных возможностей людей с поражением опорно-двигательного аппарат”, – считает Салимхан Сабитов.

IT-школа в столице бесплатно обучает инвалидов

С этим предложением он обратился к депутатам мажилиса, сейчас этот вопрос рассматривается на уровне министерства здравоохранения.

© Sputnik / Елена Бережная

Директор автошколы для людей с ограниченными возможностями Салимхан Сабитов

Являясь инвалидом, Салимхан прекрасно понимает, насколько люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в возможности ездить на личном транспорте.

В Петропавловске проживает 10 тысяч человек с инвалидностью, у более восьми тысяч из них врожденные или приобретенные поражения опорно-двигательного аппарата.

К тому же управление машиной помогло бы инвалидам получать дополнительный заработок. Например, у Салимхана Сабитова есть идея открыть таксопарк, в котором могли бы работать североказахстанцы с инвалидностью.

Но пока неизвестно, получится ли осуществить этот проект.

Колясочники сдвинули “Боинг” и поставили рекорд

Тем временем, об открытии подобных школ задумались в разных городах Казахстана. Люди с инвалидностью обращаются к Салимхану с просьбой поделиться опытом организации специальной автошколы. Такие звонки поступали из Кокшетау, Тараза и Актау.

Источник: https://ru.sputniknews.kz/regions/20190808/11210607/invalid-petropavlovsk-avtoshkola-vozhdenie.html

В очереди на бесплатное получение автомобиля стоят почти 170 тысяч инвалидов

1 группа инвалидности можно ли водить машину

И хотя в нынешнем году предусмотрено выделить на обеспечение инвалидов машинами 30 миллионов гривен, это далеко не вся необходимая сумма

Еще в советскую эпоху инвалиды по решению медико-социальной экспертной комиссии могли получить автомобиль с ручным управлением или мотоколяску. Позже мотоколяски были упразднены, а вместо «Запорожцев» стали выдавать «Таврии».

Сегодня, в условиях экономического кризиса в стране, государству стало трудно оказывать достойную поддержку незащищенным слоям населения, особенно если это касается такого вида помощи, как предоставление личного автотранспорта.

О том, как обстоят дела с обеспечением инвалидов автомобилями, рассказал директор департамента государственной социальной защиты населения Министерства труда и социальной политики Украины Виктор Дьяченко.

«Автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, нельзя ни продать, ни подарить»

— Виктор Николаевич, какие категории инвалидов в Украине могут претендовать на получение автомобиля от государства?

— Согласно Порядку обеспечения инвалидов автомобилями, утвержденному Кабинетом министров в сентябре 1997 года, получить машину бесплатно имеют право инвалиды войны и «чернобыльцы», а также люди, ставшие инвалидами вследствие репрессий (согласно выводу Медико-социальной экспертной комиссии) и военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие несчастного случая или заболевания, полученного в период прохождения военной службы. А вот инвалиды от общего заболевания, инвалиды с детства, а также родители или родственники детей-инвалидов имеют право получить автомобиль на льготных условиях — с оплатой всего лишь 30% его стоимости. Следует также заметить, что люди, которые имеют право на обеспечение автомобилем, но пребывают на полном государственном содержании (например, в домах-интернатах для граждан преклонного возраста и инвалидов или пансионатах ветеранов войны и труда, независимо от их ведомственного подчинения), автомобилями не обеспечиваются. Кроме того, им не выплачивают компенсацию на транспортное обслуживание.

Основанием для обеспечения человека автомобилем является решение областной, в Киеве и Севастополе — центральной городской, а в Крыму — Крымской медико-социальной экспертной комиссии о наличии у инвалида медицинских показаний для получения автомобиля, а также удостоверение на право управления автомобилем.

Замена изношенных машин, полученных бесплатно или на льготных условиях гражданами, у которых группа инвалидности была установлена бессрочно, проводится на основании ранее выданного решения комиссии о наличии у инвалида медицинских показаний для получения автомобиля, а также с учетом решения лечебно-профилактических заведений о способности инвалида управлять автомобилем. Таким людям не нужно проходить повторное медицинское обследование.

— Какой срок определен для эксплуатации автомобиля?

— Десять лет. В дальнейшем человек может пользоваться машиной до тех пор, пока не получит новую. Нужно также отметить, что автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, нельзя ни продавать, ни дарить, ни передавать другому лицу.

«Обучение льготников вождению проводится за счет бюджетных средств»

— Куда должен обратиться инвалид с просьбой о предоставлении ему автомобиля и какие документы ему необходимо собрать?

— Заявление нужно подавать в районное или городское управление социальной защиты населения по месту прописки. Там выдадут направление (а человеку, ставшему инвалидом вследствие трудового увечья, — дополнительно копию акта о несчастном случае) на медицинское обследование в лечебно-профилактическое заведение.

После обследования медицинское дело высылают в соответствующую медико-социальную экспертную комиссию для вынесения решения.

В личном деле инвалида находятся следующие документы: заявление, решение медико-социальной экспертной комиссии, копия прав водителя-инвалида или человека, который будет управлять автомобилем, копия свидетельства о рождении ребенка-инвалида, решение органа социальной защиты о выплате компенсации затрат на бензин, ремонт и техобслуживание автомобиля, справка с места постоянного проживания лица, которое будет водить автомобиль, справка о получении пенсии, копия решения комиссии об установлении группы инвалидности, документ от органов социальной защиты о ранее полученной машине, а также справка о ее сдаче.

— А если инвалид не согласен с решением комиссии об отсутствии медицинских показаний на право приобретения автомобиля, где он может обжаловать это решение?

— В Министерстве здравоохранения или в суде.

— Предусмотрены ли какие-либо программы помощи по обучению инвалидов вождению?

— Да, инвалиды, которые не имеют водительских прав, могут научиться водить машину. Специальные занятия проводят органы социальной защиты населения совместно с Обществом содействия обороне Украины и советами Всеукраинского союза автомобилистов.

Кстати, финансирование обучения инвалидов (включая бесплатный проезд к месту учебы и обратно, питание, выплату квартирных иногородним) проводится за счет бюджетных средств. А вот человеку, которому передается право на вождение автомобиля для обслуживания инвалида, придется учиться за свой счет.

Правда, это не касается инвалидов от трудового увечья или профзаболевания, которым учебу оплачивает организация, предприятие или учреждение, по вине которого человек получил увечье.

— А если в семье есть два или больше инвалидов?

— Машину может получить только один из них с согласия других членов семьи, с последующим снятием их с очереди на получение автомобиля.

В случае смерти инвалида, которому был выдан автомобиль, машина переоформляется на другого инвалида, являющегося членом семьи, по его согласию и при наличии у него соответствующих медицинских показаний, или передается бесплатно (наследуется) члену семьи инвалида, который проживает вместе с ним.

— Если у инвалида, имеющего право на льготное обеспечение автомобилем, есть противопоказания к вождению, может ли он в таком случае претендовать на машину?

— В этой ситуации инвалид (Великой Отечественной войны) может получить автомобиль только в том случае, если управлять им будет кто-то из членов его семьи, обязательно проживающий вместе с инвалидом.

«Выезжая на постоянное место жительства за границу, инвалид обязан вернуть автомобиль государству»

— В случае смерти инвалида что произойдет с автомобилем, которым он пользовался?

— Машина остается его семье и снимается с учета в органах социальной защиты населения. Перерегистрация автомобиля на имя одного из членов семьи инвалида проводится Госавтоинспекцией с разрешения органа социальной защиты населения.

Если же у умершего инвалида не было семьи, полученный им бесплатно автомобиль возвращается органу социальной защиты в полной комплектности, а машина, которая была выдана на льготных условиях, возвращается с последующим возмещением наследникам оплаченной инвалидом стоимости автомобиля с учетом износа.

— В каких еще случаях автомобиль, которым пользовался инвалид, нужно будет возвратить государству?

— Если человек выезжает на постоянное место жительства за пределы Украины. Однако если он переезжает в одну из стран СНГ, автомобиль остается в его пользовании.

Также вынуждены будут вернуть машину родители или родственники детей-инвалидов до 16 лет или инвалидов с детства, а также больных детским церебральным параличом и другими болезнями, в случае, если они устроили инвалидов в дом-интернат на постоянное проживание.

— Что такое компенсация затрат на транспортное обслуживание?

— 120 гривен выплачивается инвалиду раз в год на покрытие транспортных расходов.

— Как сегодня обстоят дела с предоставлением инвалидам автомобилей?

— К сожалению, сейчас ситуация у нас непростая. В очереди на машину стоят почти 170 тысяч человек. В прошлом году, увы, не было предусмотрено бюджетных средств на эти цели. Правда, в этом году, слава Богу, выделено 30 миллионов гривен, на которые можно приобрести приблизительно 2100 автомобилей.

Отчасти эту проблему удается решать и за счет машин, полученных органами социальной защиты в качестве гуманитарной помощи. Различные зарубежные организации (общественные, благотворительные, религиозные) нередко передают нашим социальным структурам автомобили.

У нас эти машины предоставляются инвалидам согласно очереди при условии снятия с учета для обеспечения автомобилем. Если же мы получаем машину как гуманитарную помощь для конкретного физического лица, которое стоит у нас на учете для обеспечения автомобилем, то он выдается ему независимо от очереди.

А если этот инвалид уже пользуется транспортным средством, полученным от органов социальной защиты, то новый автомобиль выдается ему только при условии возврата старого в полной комплектности.

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/99602-v-ocheredi-na-besplatnoe-poluchenie-avtomobilya-stoyat-pochti-170-tysyach-invalidov

Могут ли инвалиды 2, 3 группы работать водителем?

1 группа инвалидности можно ли водить машину

Конституция Российского государства и законодательные акты о трудовой деятельности и социальной защите граждан гарантируют одинаковые права на труд.

Полученная инвалидность не повод для отклонения работодателем в назначении на должность водителя, если это не повлияет на выполнение гражданином трудовых обязательств.

Могут ли люди с инвалидностью 2 и 3 группы управлять транспортным средством?

С какой группой инвалидности можно водить машину?

Чтобы сделать подобное заключение, целесообразно ознакомиться, что представляет собой вторая и третья группы потери трудоспособности.

Инвалидом называют человека, который утратил способность к трудовой деятельности после увечья, перенесенной болезни или преклонного возраста. Его физические возможности ограничены.

Вторая группа присваивается человеку, который получил ограничения своей жизнеспособности из-за увечья или профессионального заболевания. Медико-социальная экспертиза проводит всестороннее обследование на выявление заболевания. 2 группа устанавливается на 1 год с правом дальнейшего переосвидетельствования. Назначается курс реабилитации.

МСЭ выдает гражданину справку, подтверждающую частичную нетрудоспособность, и делает вывод о профпригодности. Если заключение положительного характера, человеку выдается индивидуальная реабилитационная карта.

Согласно ей инвалид придерживается правил в своей деятельности, а ответственный по найму учитывает физическую нагрузку при распределении обязанностей между сотрудниками предприятия.

Несчастный случай с гражданином из-за несоблюдения рекомендаций экспертизы по организации трудового места не освобождает работодателя от ответственности.

3 группа инвалидности – наименее тяжелая. Физические возможности ограничены на 40-60%, они продолжают работать. У них сохраняется:

  • возможность передвигаться;
  • выполнять привычные действия.

Они не отличаются от здоровых людей, у них могут быть незначительные нарушения:

  • работы сердечной деятельности;
  • головного мозга;
  • отдельных органов.

Нарушения не препятствуют выполнению работы. Имея третью группу, человек может водить автомобиль. Он вправе продолжать работать, если труд ему не противопоказан, не наносит вреда физическому состоянию и не противоречит заключению МСЭ.

Если работа связана с повышенной опасностью для инвалида или с возможностью угрозы его действиями другим людям, он не может продолжать работать.

Для подтверждения профессиональных навыков он обязан пройти специальную комиссию, и предоставить документ о своей пригодности. Только тогда инвалид может управлять автомобилем.

Если его профпригодность не подтверждается, предприятие имеет законное право отказать в должности.

Может ли инвалид 2,3 группы работать в такси?

Работник, получивший третью группу нетрудоспособности, продолжает трудиться водителем такси, если:

  1. Полученные рекомендации от экспертной комиссии не противоречат этому виду деятельности.
  2. Нет противопоказаний, ограничивающих действия гражданина.
  3. Имеется допуск к вождению транспортным средством органами ГИБДД.
  4. Водительское удостоверение подтверждает нужную категорию. Инвалид может управлять автомобилем.

Ему можно работать, выполняя прежние обязанности.

Статья 92 ТК устанавливает льготу по сокращению длительности рабочего времени в неделю с 40 часов до 35. Это условие должно выполняться, если сотрудник заявил, что он получил ограничение в трудоспособности и имеет 3 группу. Он должен предъявить карту, в которой расписаны обязанности, допустимые для его физического состояния.

Инвалид со 2 группой не сможет работать таксистом по найму, так как:

  • работа связана с психическими перегрузками;
  • относится к вредным и опасным видам деятельности.

Она противопоказана соискателю по состоянию физического здоровья.

Водитель такси обязан периодически обследоваться в медучреждениях для выявления противопоказаний. Министерство здравоохранения и соцразвития узаконило нормативы, и утвердило список вредных факторов трудовой деятельности. К ним относится труд, связанный с управлением всеми видами наземного транспорта (приложение 2 к приказу №302 от 12 апреля 2011 г.).

Медицинские противопоказания для работы водителем

Может ли инвалид 2 группы работать водителем? Он продолжает трудиться, когда у него отсутствуют противопоказания по зрению:

  • слепота;
  • слабое зрение;
  • сильная близорукость;
  • ярко выраженная дальнозоркость;
  • нарушение цветовосприятия.

Нарушения касаются одного или обоих глаз.

Причинами отказа для работы водителем служат:

  • отсутствие одной нижней или верхней конечности;
  • глухота на одно ухо или на два;
  • хронические заболевания сердца и сосудов;
  • заболевания дыхательных путей хронической формы.

После проведения реабилитационных мероприятий допускается водить машину. Человек корректирует зрение очками или одевает слуховой аппарат. Но в таких случаях группа не присваивается.

Общее заключение комиссии является основополагающим фактом возможности выполнения функций водителя при работе на транспортном средстве. При последующем медицинском обследовании будут обнаружены положительные изменения его физического состояния.

Вторая группа снимается, и убираются ограничения на выполнение отдельных видов работ. После реабилитации гражданин возвращается к своей прежней деятельности: он может водить машину.

Управление собственным автомобилем

Наличие группы не мешает получить право на вождение собственного транспортного средства. Машина должна быть приспособлена к его заболеванию. Медики делают заключение о невозможности управления собственным транспортом, когда зрение полностью нарушено.

Какие документы инвалид-водитель предъявляет работодателю

Законодательными актами предусмотрено, что люди с группой инвалидности имеют равные права с остальными гражданами. Это закреплено на государственном уровне. Организация отказывает инвалиду в приеме на работу водителем в случае, если должность противопоказана ему по физическому состоянию. Об этом руководителю станет известно:

  1. Из справки МСЭ, где указана группа и ограничения по выполнению трудовых обязанностей.
  2. Из индивидуальной программы реабилитации.

Ответственность о сокрытии информации ложится на соискателя. До принятия в организацию работодатель может потребовать справку о состоянии здоровья будущего водителя (ТК РФ ч. 2, ст. 65).

Чтобы обезопасить себя, руководитель может самостоятельно проверить личные данные кандидата. Для этого он делает запрос в соответствующие организации.

Если сотрудник стал инвалидом

Водитель получил группу на производстве. Возможны такие ситуации:

  1. Он получил 1 степень инвалидности. Он работать не может. Организация расторгает с ним контракт согласно заключению медицинской комиссии. Работнику выплачивают двухнедельное выходное пособие (ст. 178 ТК).
  2. Работника признали инвалидом 2 или 3 группы. Он не желает работать. В этом случае он пишет заявление об увольнении по собственному желанию.
  3. Сотрудник с полученной инвалидностью продолжает работать. Для этого он подает индивидуальную карту реабилитации, чтобы ему создали комфортные условия труда.

Руководитель может:

  • продолжить сотрудничать с работником-инвалидом;
  • прервать договорные обязательства.

Если человек понимает, что по физическому состоянию он не сможет трудиться, лучшим решением будет поменять место работы или уйти на отдых.

Если условия труда в компании соответствуют предписаниям, то работодателю ничего не придется делать: он принимает новый статус работника.

Работник вправе потребовать:

  • сокращение длительности рабочей недели;
  • предоставление дополнительного отпуска без оплаты до двух месяцев;
  • оплачиваемый отпуск до 30 дней;
  • личное согласие на труд в выходные дни и в сверхурочное время.

Заключение

Руководитель компании обязан соблюдать предписания карты при реабилитации гражданина.

На инвалида распространяются льготы, которые прописаны в законодательных актах. Их несоблюдение грозит руководителю штрафными санкциями со стороны правовых органов.

Источник: https://proinvalid.ru/trudoustrojstvo/mogut-li-invalidy-2-3-gruppy-rabotat-voditelem

Юр-власть
Добавить комментарий