- Я не знаю, где эти земли, главное, чтоб мою не отдали. 3
-
- Да, если земля нами захвачена, надо отдать. 4
- Нет, по факту это уже наша земля, нельзя отдавать. 22
- Это наша исконная земля, отдавать нельзя. 17
- Я не знаю, где эти земли, главное, чтоб мою не отдали. 3
- Нет, по факту это уже наша земля, нельзя отдавать. 22
- Да, если земля нами захвачена, надо отдать. 4
- Это наша исконная земля, отдавать нельзя. 17
- Пользователи
- 7 705 публикаций
- Стаж: 11 лет и 5 месяцев
- 3 038
- Пожалуйста, или для ания в опросе.
- Гуру
Содержание
- 0.1 Правовые основания и способы изменения государственной территории
- 0.2 Международное право
- 0.3 Правовые способы изменений государственной территории
- 0.4 Раздел 1. Передача части территории
- 0.5 Как Россия раздает свои территории
- 0.6 Международное публичное право
- 0.7 Разграничение территорий вновь возникших государств
- 1 Понятие и виды территорий в международном праве
- 1.1 43. Понятие и виды территорий в международномправе
- 1.2 44. Демилитаризованные и нейтрализованытерритории
- 1.3 45. Понятие и состав государственнойтерритории
- 1.4 46. Способы приобретения территории
- 1.5 47. Государственные границы
- 1.6 Международное право. Особенная часть
- 1.7 Государственная территория в международном праве: понятие, статус, способы приобретения и утраты
- 1.8 Буроменский М.В.
- 1.9 Территория в международном праве (общие вопросы)
- 1.10 Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству не допускается
- 2 Аннексия
Правовые основания и способы изменения государственной территории
49В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государствен-ных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой.
Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.
В разное время способы изменения государственной территории и образования новых границ были неодина-ковы.
Почти до середины XIX в. основным из этих способов была война, когда более сильное государство могло отобрать у более слабого государства часть его территории и даже полностью завоевать его. Например,
Международное право
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Государственная территория — это часть земного шара с его недрами и воздушным пространством над ней, правомерно находящаяся под суверенитетом соответствующего государства; она состоит из сухопутного (с недрами) водного и воздушного пространства.
К водным территориям государства относятся воды рек, озер, заливов, бухт, портов, а также территориальные воды (имеющие особый режим). Специфический режим имеют поверхность и недра континентального шельфа, а также экономические зоны.
Воздушное пространство — это пространство, находящееся над сухопутной и водной территориями (включая и территориальные воды).
Правовые способы изменений государственной территории
Закрепление в современном международном праве принципов территориальной целостности государств и нерушимости границ сделало противоправным как вооруженное нападение и вторжение на иностранную территорию, так и насильственное изменение принадлежности государственной территории.
Правовым основанием кондоминиума является международный договор, заключенный на основе на основе равенства.
Раздел 1. Передача части территории
Стр 3 из 3 Статья 20 Предоставление гражданства государства-преемника и лишение гражданства государства-предшественника В случае передачи государством части своей территории другому государству государство-преемник предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, которые имели свое обычное место жительства на передаваемой территории, а государство-предшественник лишает таких лиц своего гражданства, если только осуществление права оптации, предоставляемого таким лицам, не означает иного. Однако государство-предшественник не лишает таких лиц гражданства до того, как они приобретут гражданство государства-преемника.
Раздел 2. Объединение государств Статья 21 Предоставление гражданства государства-преемника С учетом положений статьи 8, если два или несколько государств объединяются и образуют одно государство-преемник, независимо от того, является ли государство-преемник новым государством
Как Россия раздает свои территории
Президент РФ Владимир Путин минувшей осенью на встрече со студентами-юристами одобрил идею введения ответственности за призывы к сепаратизму.
Эти земли общей площадью 338 кв. км отошли Поднебесной после визита Путина в Пекин в октябре 2004 года, где, помимо прочего, и было подписано дополнительное соглашение о российско-китайской границе.
Местные жители выступили против уступки этих земель, были собраны и отправлены в Москву десятки тысяч подписей такого решения, но Кремль никак не отреагировал на них. Хотя наша делегация по
Международное публичное право
Вопросы, касающиеся приобретения государственной территории, всегда относились к числу важнейших, сложных и особо деликатных международных проблем, протяжении всей истории человечества приводили к кровавым столкновениям и войнам между государствами, острых межнациональных конфликтов даже в рамках одного государства.
Хотя понятие правомерности таких способов, как и выработка самих способов, прошли период эволюционного развития.
В международном праве издавна сложилось, что государство владеет территорией, если:- Осуществляет над ней государственную власть;- Организует на ней хозяйственную деятельность;- Сообщает другим о присоединении этой территории (нотификуе территорию)
Разграничение территорий вновь возникших государств
Как было отмечено, мир не статичен, одни государства уходят, другие образуются.
Бывшие колонии, несамоуправляющиеся территории, территории, находящиеся под опекой, становятся независимыми государствами. Имеют место и иные основания возникновения новых государств: разделение, слияние.
Исходную юридическую основу появления нового территориального суверена, как и территории нового государства, составляют принцип самоопределения народов, а также положения, предусмотренные в главах XI
«Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий»
и XII «Международная система опеки» Устава ООН.
Источник: http://advokat-credit.ru/peredacha-chasti-territorii-drugomu-gosudarstvu-30235/
Понятие и виды территорий в международном праве
43. Понятие и виды территорий в международном праве
44. Демилитаризованные и нейтрализованы территории
45. Понятие и состав государственной территории
46. Способы приобретения территории
47. Государственные границы
43. Понятие и виды территорий в международномправе
В МП под территорией понимают природные пространства земного, воздушноепространство в атмосфере Земли, космическое пространство, небесные тела, а такжеискусственные объекты и сооружения.
Территория является основной составляющей государства,которое в свою очередь является основным субъектом МП, больше касается права государствана владения, пользования или распоряжения ею.
Виды территорий:
- государственнаятерритория – это территория, принадлежащаяопределённому государству, осущ-му в ее пределах терр-ное верховенство.
- территорияс межд. режимом – пространство, находящеесяза пределами государственной терр., которое не принадлежит кому-то одному, а находитсяв общем пользовании всех государств в соотв. с МП. Это – открытое море, воздушное пространство,глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа, Антарктика и воздушноепространство над ней, космическое пространство, Луна и другие небесные тела
- территориясо смешанным режимом: исключительнаяэкономическая зона и континентальный шельф. Эти районы не относятся к территориямгосударств, однако каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разработкуприродных ресурсов континентального шельфа и исключительной эконом. морской зоны,а также на охрану природной среды этих районов.
44. Демилитаризованные и нейтрализованытерритории
Демилитаризованная территория – это территория,в отношении которой государство приняли международное обязательство сократить иливообще не размещать в ее пределах военныеукрепления и сооружения, определенные виды вооружений вооруженных сил. Такие территории создаются на основе международных соглашений в целях обеспечения международной безопасности.
Демилитаризация может быть полной или частичной.
Полная демилитаризация предусматривает ликвидацию всех военных объектов с запретом строительства новых,запретом всех видов оружия, нахождения на этой территории вооруженных сил, кромеполицейских, а также запрете ввоза и транзита военных материалов, пролетов военныхсамолетов, то есть запрете использования данной территории в военных целях.
Частичная демилитаризация заключается в том, что на таких территориях реализуется однаили несколько из следующих мер: ликвидация определенных военных объектов, запретстроительства таких новых объектов, запрет использования новых видов вооружений,ограничения контингента вооруженных сил и т.п. (Например, Суэцкий канал является частично нейтрализованнымсогласно Константинопольской конвенцией 1888 г.).
Нейтрализованная территория – территория, которую запрещается использоватькак театр военных действий или как базу для ведения военный действий в других регионахмира. Нейтрализованной может быть толькоопределенная часть государства. В случаевоенного конфликта государство не должно использовать нейтрализованную часть территориидля ведения военных операций.
Демилитаризации и нейтрализации подлежат такжемеждународные территории (например, Антарктика, космическое пространство,включая Луну и другие небесные тела).
Особым видом нейтрализованной и одновременно демилитаризованной территорией есть – безъядерные зоны, в пределахкоторых запрещается размещать ядерное оружие. Безъядерной зоной провозглашено, например, АфрикуЛатинскую Америку.
45. Понятие и состав государственнойтерритории
В Конституции Украины закреплено, что земля, еенедра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределахтерритории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной(морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинскогонарода (статья 13 Конституции Украины).
Под государственной территорией понимаетсяпространственная сфера действия государственного суверенитета, сфера территориальнойюрисдикции государства. В состав государственнойтерритории входят:
- сухопутная территория (поверхность суши), включаяострова;
- водная территория (акватория), включающая внутренниеводы и территориальное море;
- недра;
- воздушное пространство.
К внутренним водам относятся:
- воды портов;
- воды заливов, бухт, лиманов, ширина входа в которыене превышает 24 морских миль;
- воды заливов, бухт, лиманов и проливов, ширинавхода в которые превышает 24 морские мили, но исторически принадлежащих данной стране;
- воды рек, озер и других водоемов, находящихсяв пределах территории данного государства.
Под территориальным морем понимают прибрежныйморской пояс шириной до 12 морских миль, находящееся под суверенитетом прибрежногогосударства.
Важной частью государственной территории, источникомприродных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территориейгосударства. Глубина недр неограниченнаи теоретически имеет вид конуса, вершиной которого является центр земного шара.
Воздушная территория является воздушным пространством,находится над сухопутной и водной территорией государства. Высотная граница воздушной территории проходитна высоте 100 – 110 км над уровнем моря.
Государство может односторонне или по договоруограничить свою территориальную юрисдикцию, передав определенныеправа другому государству.
46. Способы приобретения территории
Способы приобретения государственной территории делятся на первичные и производные.Исторически к первичным способам относится «первичное присвоение» или «окулярная оккупация» (право наземлю получал тот, кто первым ее открыл). Позже в международном праве появилосьтребование «эффективной оккупации», то есть практического, хозяйственного освоенияоткрытых территорий.
Сегодня к первичным способам приобретения государственной территории относится приращение территории, котораязаключается в установлениигосударством суверенитета над образуемыми новыми участками суши, появление которыхсвязано как с естественными процессами (например, землетрясением) так ис деятельностью человека, направленной на увеличение территории государства (напримернамыв новых участков территории в море).
Производные способы заключаются в переходе территории одного государства в состав территориидругого как на договорной, так и на вне договорной основе.
К договорным способам приобретения государственной территории относятся:
- цессия (уступка территории) – передача территории одного государства другомупо договоренности между ними. Примером цессии может служить уступка в 1867 г. РоссиейАляски США 7,2 млн. долларов;
- обмен, например, решение об обмене территориями (в районе с. Паланка, Одесскаяобласть), принято в 1999 г. между Украиной и Республики Молдова, по которому Молдоваполучает доступ к реке Дунай и отдает участок, проходящий по территории Украина;
- дарения территории, например, брачным контрактоммежду царствующими лицами;
- продажа территории, например, приобретение в 1803 г. США во Франции Луизианы;
- плебисцит – всенародное ание по вопросу о территориальных изменениях(например, в 1944 г. Исландия на основе плебисцита вышла из состава Дании).
К правомерным способам территориальных изменений современная международнаяпрактика относит отторжения части территории государства-агрессора в качестве санкции(например, в 1945г. от Германиибыло отторгнуто и передано СССР северную часть Восточной Пруссии с городом Кенигсберг).
Международному праву также известен такой правомерный способ приобретениягосударственной территории как адьюдикация, т.е. передача части территории одногогосударства другому на основании решения судебного органа, правомерно если государства,спорят, имеют достаточные для этого правовые основания и если оба государства признаютюрисдикцию данного суда.
Не признаются правомерными такие способы приобретения территории, как дебелляция(завоевание, захват территории с помощью силы) и аннексия (подарок победителю, незаконноеотторжение территории).
47. Государственные границы
Государственнаяграница – этолиния на земной и водной поверхности, а также проходящая по ним воображаемая вертикальнаяплоскость, которая определяет пределы суверенитета государства над его сухопутнымии водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.
В зависимости от места прохождения государственные границыподразделяются на сухопутные, водные (речные, озерные, морские),воздушные и границы недр.
Сухопутные границы. Они отделяютсухопутные территории сопредельных государств. Это – линии, проходящие:
- по характерным точкам рельефаместности (например, горным хребтам), они называются орографическими или естественными.Такие границы ясно различимы и вызывают меньше недоразумений;
- или через определенные точкигеографических координат, линии, Которые соединяют естественные или искусственныеориентиры – называются геометрическими границами,
- а также по параллели и меридианам,они называются астрономических.
Сухопутные границы устанавливаются,как правило, на основе договоров между определенными государствами и, согласно этимдоговорам, отмечаются на местности.
Водные границы делятна: речные, озерные и морские.
Речные границы – проходят по рекам, причемесли иное не предусмотрено международными договорами, то, обычной границей считаетсялиния, проходящая:
- на судоходных реках – по середине главного фарватера или по тальвегу реки (линии наибольшей глубин);
- несудоходных реках – по их середине или по середине главного рукава реки.
Воздушные границы – боковые и высотные пределывоздушного пространства страны.
Источник: http://studies.in.ua/ru/mezhdunarodnoe-pravo-shpargalki/2304-ponyatie-i-vidy-territoriy-v-mezhdunarodnom-prave.html
Международное право. Особенная часть
Оно может проводиться как на основании внутригосударственного акта, так и в соответствии с международным договором. Организация и контроль за его проведением могут поручаться государственному органу или международной организации. Впервые появившись в период Великой французской революции 1789-1794 гг., плебисцит со временем стаз широко признанным институтом международного права.
В 1944 г. Исландия на основе плебисцита вышла из Датского королевства и стала независимой республикой; в 1945 г.
в Монгольской Народной Республике был проведен плебисцит, в ходе которого народ этого государства выразил свою волю сохранить независимость от Китая; в 1993 г.
провинция Эритрея посредством плебисцита выразила свое решение отделиться от Эфиопии.
Во внутригосударственной и международной практике вместо понятия «плебисцит» иногда используется понятие «референдум».
Государственная территория в международном праве: понятие, статус, способы приобретения и утраты
Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ.
Под воздушным пространством Российской
Буроменский М.В.
(ру) Международное публичное право (2006)
Это означает, что территориальные изменения не должны подвергать угрозе возбуждать международный мир и безопасность.
Исключениями являются национально-освободительные войны, ведение которых международным правом пока не запрещено и в результате которых могут происходить территориальные изменения. Действующее международное право признает такие общие правовые основания изменения государственной территории: самоопределение, цессия, эффективная оккупация, древность владения.
Специфической основанием временного изменения государственной территории является аренда. НЕ могут быть признаны правомерными такие способы изменения государственной территории, как аннексия, военная оккупация.
Государство может приобрести территорию согласно действующего международного права как другого государства, так и вследствие эффективной оккупации ничейных и необитаемых территорий.
Потеря государством части своей
Территория в международном праве (общие вопросы)
К сухопутной территории относятся все пространства суши с ее недрами в пределах государственных границ, а также прибрежные острова и анклавы.
В состав государственной территории ряда государств входят все земли и острова арктических секторов.
Земные недра под сухопутной и водной поверхностью государства находятся под его полным и исключительным суверенитетом. Это право народов и наций закреплено во многих международно-правовых актах.
К водным территориям государства относятся воды рек, озер, заливов, бухт, портов, а также территориальные воды (имеющие особый режим). Специфический режим имеют поверхность и недра континентального шельфа, а также экономические зоны.
Воздушное пространство — это пространство, находящееся над сухопутной и водной территориями (включая и территориальные воды). Государственной территорией считаются (условно) также морские суда, воздушные и космические корабли,
Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству не допускается
Ну, раз сам господин Абэ пообещал.Asahi: Абэ пообещал Путину не пустить военных США на южные Курилы. то можно не беспокоиться. Не будет там американских военных баз.
А то, что будут японские — так Япония-же наш верный союзник.
Помнится, кое-кому (иудушке-Горби) тоже обещали «не расширять НАТО на Восток» и прочую лабуду.
Впрочем ,все это мелочи. Величайший Межгалактический Наногений настолько щедр и великодушен, что отдать друзьям, умеющим так мило улыбаться, какие-то никому не нужные территории — это «раз плюнуть».
Аннексия
Аннексия — это насильственное присвоение одним государством части или всей территории другого государства. Аннексия предполагает эффективную оккупацию рассматриваемой территории с явным намерением присвоить ее на постоянной основе (corpus et animus).
Аннексию следует отличать от:
- приобретения «ничейной земли» (terra nullius) посредством эффективной оккупации, сопровождаемой намерением присвоить территорию;
- цессии — мирной передачи территории одного государства другому в результате заключенного между ними договора;
- адъюдикации — передачи части территории одного государства другому на основании решения судебного или арбитражного органа;
- приобретения права собственности на территорию в силу давности, т. е. легитимации длительного, фактического, мирного владения определенной территорией;
- аккреции — естественного приращения территории государства вновь образовавшимися сухопутными участками.
В соответствии с действующим международным правом, аннексия более не является юридически допустимым способом приобретения территории, поскольку она нарушает принцип неприменении силы или угрозы силой в международных отношениях.
Аннексии в классическом международном праве
Классическое международное право не запрещало государствам вести военные действия. Аннексия территории другого государства путем одностороннего заявления или вступления в силу мирного договора считалась юридически действительным способом приобретения территории при условии соблюдения ряда условий.
В случае односторонней аннексий во время или после состояния войны завоевание рассматриваемой территории должно быть окончательным, а ситуация необратимой.
Таким образом, до прекращения военных действий и заключения мирного договора сам по себе факт завоевания не считался достаточным правовым основанием для передачи территориального суверенитета.
Государств-завоеватель могло пользоваться только правами оккупирующей державы, предоставляемых ему в соответствии с правом войны.
Аннексии территории другого государства без договорного соглашения, если ей не предшествовали военные действия, считалась неправомерной, даже несмотря на то, что соответствующая территория могла уже находиться под твердо установленным контролем аннексирующего государства. Таким образом, аннексия Боснии и Герцеговины Австро-Венгерской империей в 1908 году была юридически недействительной, хотя под управление Австро-Венгрии данная территория была передана еще Берлинским конгрессом 1878 г.
Большинство мирных договоров, заключенных до и, в частности, в конце Первой мировой войны, предусматривали передачу территории побежденных государств либо государствам-победителям, либо вновь образованным государствам. Хотя такие договоры неизбежно включали элемент принуждения, они признавались юридически действительными.
Аннексии после вступления в силу Устава Лиги Наций
Первым серьезным вызовом легитимности аннексий стал Устав Лиги Наций (1920 г.), в котором в ст. 10 прямо гарантировалась территориальная целостность и политическая независимость государств, а в ст. 12–16 ограничивалось право развязывать войны.
Следующим важным шагом стало вступление в силу пакта Келлога-Бриана (1928 г.), который запрещал войну как средство достижения политических целей.
Исходя из таких правовых изменений, агрессивные войны все чаще стали считаться неправомерными, а приобретение территории в результате подобного неправомерного обращения к силе также стало рассматриваться как нелегитимное и недействительное в соответствии с международным правом.
Аннексии после вступления в силу Устава ООН
Вступивший в силу в 1945 г. Устав ООН закрепил в международном праве общий запрет на аннексию. Пункты 3 и 4 ст.
2 Устава обязывают государства-члены разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами, а также воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимость любого государства.
Таким образом, не только война, но и применение силы в любой форме стало рассматриваться в качестве международно-противоправного деяния, из которого не могут быть получены какие-либо права. Соответственно, никакая аннексия не может быть законной.
Государства юридически обязаны не признавать территориальные изменения, совершаемые путем аннексии. Более того, даже аннексия всей территории государства автоматически не приводит к исчезновению данного государства как субъекта международного права, несмотря на то что оно более не способно осуществлять суверенный и эффективный контроль над своей территорией.
Современное правовое положение
Принцип незаконности аннексий неоднократно подтверждался в различных резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Еще в 1967 году в резолюции 242 (1967) Совета Безопасности подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны».
В Декларации о дружественных отношениях 1970 г. в рамках принципа, запрещающего применение силы, провозглашается, что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными».
Это также подтверждается п. 3 ст. 5 Резолюция 3314 (XXIX) 1974 г. Генеральной Ассамблеи ООН об определении агрессии, в которой говорится, что «никакое территориальное приобретение, полученное в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными».
На региональном уровне Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. признает в своих принципах I – IV суверенное равенство всех государств, обязательство государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения, а также неприкосновенность границ и территориальной целостности государств и, тем самым, исключает аннексию из законных средств приобретения территории.
Обязанность третьих государств не признавать законными любые территориальные изменения, обусловленные аннексией, может быть основана на положении п. 2 ст.
41 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния Комиссии международного права.
Согласно данному Проекту статей государства не должны признавать правомерной ситуацию, сложившуюся в результате серьезного нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права.
Аннексия Тибета
После военного вторжения в Тибет в 1950 г. и разгрома малочисленной тибетской армии КНР навязала тибетскому правительству договор, в соответствии с которым Тибет был объявлен частью Китая, хотя и получил право широкой автономии.
Отдельными авторами присоединение Тибета к Китаю рассматривается в качестве незаконной аннексии, тем не менее Китай неизменно заявляет, что Тибет всегда был неотъемлемой частью Китая и никогда не был независимой территорией. Эта ситуация отражает тот факт, что статус Тибета был всегда достаточно противоречивым.
Несмотря на вопрос о совместимости с международным правом акта инкорпорации 1951 г., якобы являющегося актом аннексии, вопрос о том, составляют ли данный акт и последующее осуществление суверенитета Китаем над Тибетом нарушение права тибетского народа на самоопределение, остается открытым.
Данная проблема в основном решается правительствами западных государств и рядом неправительственных организаций, но не стала предметом какой-либо резолюции Генеральной Ассамблеи ООН с момента принятия Резолюции 2079 (XX) 1965 г.
Китайское правительство всегда утверждало, что принцип самоопределения не применим к Тибету, поскольку он никогда не находился в колониальной зависимости.
Аннексия Иерусалима и Голанских высот
В соответствии с Планом раздела ООН 1947 г. Иерусалим должен был стать международным городом. Он не должен был быть включен ни в состав предлагаемых еврейских, ни арабских государств.
Во время Арабо-израильской войны 1948 г. западная часть Иерусалима была захвачена Израилем, а Восточный Иерусалим (включая Старый город) был захвачен Иорданией.
Война закончилась подписанием соглашений о перемирии в 1949 г.
В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль захватил Восточный Иерусалим, получив таким образом контроль над всей территорией города, после чего объявил о своем суверенитете над объединенным Иерусалимом.
Меры, предпринятые Израилем, были отвергнуты международным сообществом как незаконные акты аннексии, неспособные изменить статус города в соответствии с международным правом.
Это ясно из соответствующих резолюций, принятых как Генеральной Ассамблеей (см., например, Резолюции 2253 [ES-V] и 2254 [ES-V] 1967 г.), так и Советом Безопасности (см., в частности, Резолюцию 252 1968 г.).
Данная позиция последовательно подтверждается в последующих резолюциях.
Что касается аннексии Голанских высот Израилем, осуществляемой в силу его Закона о Голанских высотах от 14 декабря 1981 г., Совет Безопасности в своей Резолюции 497 (1981 г.
) постановил, что «решение Израиля установить свои законы, юрисдикцию и управление на оккупированных сирийских Голанских высотах является недействительным и не имеет международной юридической силы» (Резолюция СБ ООН 497 1981 г.).
Аналогичная точка зрения была высказана Генеральной Ассамблеей в ее Резолюции ES-9/1 1982 г.
Тем не менее, 6 декабря 2017 г. президент США Д. Трамп официально признал Иерусалим столицей Израиля.
Аннексия Крыма
Украинская революция 2014 года, инициированная движением Евромайдана в столице Украины Киеве, имела значительные последствия в Крыму.
Власти полуострова, населенного преимущественно этническим русским, всегда решительно поддерживали пророссийскую политику тогдашнего президента В. Януковича.
Изгнание его из страны и замена прозападным временным правительством, ориентированным на проведение «насильственной украинизации», породило сепаратистские требования в Крыму.
17 марта 2014 года, после референдума, украинская Автономная Республика Крым объявила о своей независимости и подала заявку на воссоединение с РФ. Заявка Крыма приветствовались Россией и на следующий день президент В. Путин и представители Крыма подписали соглашение о присоединении, в котором Республика Крым была официально объявлена федеративным субъектом РФ.
Согласно позиции Украины, односторонний выход Крыма из состава Украины является нарушением принципа территориальной целостности. Конституция Украины не предусматривает права сецессии, соответственно выход Автономной Республики Крым из состава Украины противоречит Основному закону Украины.
Согласно ему «исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины».
Таким образом, поскольку вопросы изменения украинского территориального статус-кво могут быть решены только референдумом на национальном уровне, Крым не был уполномочен организовывать и проводить местный референдум о своем отделении от Украины.
Крымские и российские власти, аргументируя свою позицию, ссылаются на действующее международное право и, в частности, на право на отделение, вытекающее из права народов на самоопределение.
Аналогичной позиции придерживается и Международный суд, который в своем Консультативном заключении о соответствие международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косово признал, что декларация независимости Косово не нарушает международного права. Данное решение встретило широкое одобрение международного сообщества и в первую очередь таких стран, как США и Великобритания.
Что касается принципа территориальной целостности, закрепленного во многих документах международного права, в том числе в ст. 2 Устава ООН, то Международный суд в указанном Консультативном заключении пришел к выводу, что «принцип территориальной целостности ограничен сферой отношений между государствами».
Таким образом, территориальная целостность одного государства может быть нарушена только другим государством. Поскольку отделение по определению преследуется субъектами, которые (пока) не являются государствами, но стремятся ими стать, односторонние действия, направленные на отделение, не противоречат принципу территориальной целостности.
27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 68/262 о территориальной целостности Украины. В резолюции заявляется о незаконности проведенного 16 марта 2014 года в Крыму референдума и содержится призыв ко всем государствам и международным организациям не признавать изменения статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя.
Источник: http://interlaws.ru/anneksiya/