Рефлексия в конце занятия в доу примеры по фгос

Ольга Козлова 1.) «Солнышко». Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону. Моё настроение похоже на: * солнышко; * солнышко с тучкой; * тучку; * тучку с дождиком; * тучку с молнией. 2.) «Радуга». Семь цветов радуги – семь характеристик.

Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.

Красный – не комфортно, тревожно; Оранжевый – все раздражало; Желтый – очень хотелось домой; Зеленый – спокойно, хотелось заниматься; Голубой – интересно, занимательно; Синий – трудно, но интересно; Фиолетовый – скучно, не интересно.

3) «Снежный ком». Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.

4.) «Заплетем косичку». Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно;

Содержание

Рефлексия. Виды

ПЕДАГОГ

Рефлексия Приёмы- Описание приёма Кормушка-На столе у каждого ребёнка птички и кормушка, на которую в течение занятия за правильный ответ садится птичка.

Аэродром-На столе фланелеграф- «аэродром» и самолётики (за правильный ответ садится самолёт). Цветок -На столе фишки: красные и зелёные. Кто считает, что отвечал очень хорошо, собирает цветок красного цвета, кто не отвечал или отвечал плохо – зелёного.

Можно добавить ещё один цвет.

На чём я сегодня покатаюсь -На самолёте или машине, на дельфине или раке, на лошади или свинье и т. п. Украсим ёлочку -Кто считает, что хорошо работал, тот украсит ёлку разноцветными шарами. Остальные – только синими. Кто меня любит -За каждый ответ даётся только часть карточки, на которой напечатано слово.

Слово «мама», «папа», «бабушка» и т.

п.

Копилка рефлексии по ФГОС

Меню

Вход / / / / Презентация по рефлексии по ФГОС.

Данная презентация может быть использована на все предметы.

Танаева Елена Геннадьевна 30.08.2016 Копилка примеров рефлексии на уроках по ФГОС НОО 1. «Лестница успеха» Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

2. Техника «Рефлексивная мишень» На доске рисуется мишень, которая делится на сектора.

В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности.

Мастер-класс «Рефлексия в группах раннего возраста в ДОУ»

Марина Гринькова Мастер – класс «Рефлексия в группах раннего возраста в МБДОУ» Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью.

Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»

Татьяна Михайлова Цель проведения мастер-класса: обобщение и распространение педагогического опыта, совершенствование методического мастерства.

Форма проведения мастер-класса: практикоориентированное занятие (15-20 минут). деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме (содержание и компоненты рефлексии, виды рефлексии) и практическая часть по освоению некоторых современных приемов рефлексии.

Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения. 1. Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня, друзья.

(да)

Практикум для воспитателей детского сада по развитию педагогической рефлексии

Светлана Попова Способствовать саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности.

1. Развивать групповое общение. 2. Способствовать формированию навыков анализа собственного поведения, внутреннего состояния. 3. Развивать эмпатию педагогов. 4. Способствовать сплочению коллектива. Материалы к занятию: карточки с заданиями, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, релаксационная музыка.

Приветствие. Диагностика настроения Оцените свое настроение по 5-балльной системе. Упражнение на разогрев. Упражнение «Рак-отшельник» (3-5 мин). Цель: Разминка, мобилизация внимания участников, тренировка умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.

Рекомендуем прочесть:  Вч 38643 г мурманск

Инструкция. Участники разбиваются на тройки. Два человека из каждой тройки встают лицом друг к другу, берутся за руки и изображают морскую раковину — «домик» для рака-отшельника.

Рефлексия занятия как «занимательное дело»

Ирина Магасумова Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед.

Евгений Доманский Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Классификация рефлексии 1. По содержанию: • устная рефлексия • письменная рефлексия 2. По цели: • рефлексия настроения и эмоционального состояния Целесообразна в начале образовательной деятельности с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности.

Применяются карточки с изображением лиц,

Различные приемы рефлексии

Рефлексия –(reflexio –обращение назад) – способность человека взглянуть на себя со стороны. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: 1) физическую (успел – не успел); 2) сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно); 3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); 4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста

Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,тот и получает преимущества в движении вперед.Евгений Доманский Не хвалите детей.Дети должны научиться делать это сами.

В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Особое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативы детей, созданию условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

Источник: http://advokat-credit.ru/refleksija-v-konce-zanjatija-v-dou-primery-po-fgos-30235/

Презентация рефлексия настроения в доу

04.01.2019

Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться к методам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результате значительно повышается эффективность получения знаний.

  • Он начинает понимать, ради чего изучается данная тема на уроке и как она может пригодиться ему в его жизни.
  • Рефлексия в школе помогает учащимся ставить цели и добиваться их.
  • Ребята начинают осознавать, что они могут внести свой вклад в общее дело.
  • Рефлексия покажет, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищей.

Рефлексия в ДОУ

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

1.) «Солнышко». 2.) «Радуга» 3) «Снежный ком». 4.) «Заплетем косичку». 5.) «Цветы и бабочки». 6.) Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе. 7.) Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком.

Презентация на тему: Презентация Рефлексия в ДОУ

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Педагогическая рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.

Рефлексия Цель : вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. Форма организации: индивидуальная групповая Во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная

Презентация — Способы рефлексии урока, занятия

  • «Тот , кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества движения вперед». Евгений Доманский

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
  • Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
  • В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия в ДОУ МБДОУ «Березовский детский сад 3» ТАТЕЛЬ ЩЕТИНИНА С

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Педагогическая рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.

Рекомендуем прочесть:  Где оформлять дарственную на квартиру

Рефлексия Цель : вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. Форма организации: индивидуальная групповая Во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная

Презентация — Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Презентация на тему — Рефлексия в ДОУ

Рефлексия:любом его этапе) ( может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на деятельностидает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного

.

Люшера:(настроение по цвету )• Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,• красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;• синий – грустное настроение, пассивность, усталость;Характеристика цветов Макса • зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);• жёлтый – приятное, спокойное настроение;• фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;• серый – замкнутость, огорчение;• чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

• коричневый – пассивность, беспокойство и

Мастер-класс «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС»

Слайд 4 Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Самостоятельность.

Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше.

    В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
  • Задачи:

    • познакомить коллег с понятием рефлексия
    • дать представление о классификации рефлексии
    • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
    • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

    Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

    В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

    Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка.

    Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам.

    Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

    Интересные рефлексия для занятийфэмп в доу

    На доске изображена поляна с разноцветными цветами, которые имеют названия видов деятельности.

    Учащиеся должны посадить бабочку на тот цветок, который им больше всего понравился. На уроках чистописания в начальной школе можно проводить рефлексию под названием «Знаки».

    Упражнение «Карусель». Цель упражнения: — формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; — развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

    В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

    Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения

    Занятия проводятся в каждой группе два раза в неделю по 2 урока в компьютерном классе.

    Состав каждой группы постоянный, всего в группе 10-12 детей. Обязательным условием создания развивающей среды на учебном занятии в детском объединении «Мир информатики» является этап рефлексии.

    Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Формы образовательной рефлексии на занятиях в детском объединении: устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге и компьютере, графическое изображение происходящих изменений и т.д.

    Формы

    Рефлексия в ДОУ МБДОУ «Березовский детский сад 3» СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ ЩЕТИНИНА С. Г. 2014 г. — презентация

    Форма организации: индивидуальная групповая Во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная Рефлексия: Рефлексия: ( может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий.

    содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

    Характеристика цветов Макса Люшера: ( Характеристика цветов Макса Люшера: (настроение по цвету ) Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

    Приемы рефлексии на занятиях в дополнительном образовании

    Например, «Цветик-семицветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

    Младшим школьникам часто предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.

    Рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.

    Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

    (приложение 1). 2. Рефлексия деятельности Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.

    Приёмы рефлексии на занятиях

    Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.

    Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью работы учащихся и соответствием их поведения социальным нормам.

    Такого рода активность возникает только вследствие целенаправленных управленческих педагогических воздействий и благодаря правильной организации педагогической среды на уроке, которая позволяет обеспечить новое, современное, качество образования.

    Под ним понимается формирование ключевых компетенций в сфере самостоятельной Раскрытие темы мастер-класса Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

    Источник: http://pallada-sar.ru/refleksija-v-konce-zanjatija-v-dou-primery-po-fgos-46046/

    Необычная рефлексия на занятии в детском саду

    Внимание! Внимание! Дорогие зрители, Чудеса сейчас придут Интересно будет тут! Я на вас погляжу , Да и сказку расскажу! Вы на ус всё намотайте, Сказку рассказать мне помогайте! Не грусти, улыбнись! Сказка дарит нам сюрприз!


    Речевые настройки.

    — Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас ! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!В этой статье мне хотелось бы поделиться «маленькими секретками» на каждом из этапов занятия, которые могут пригодиться в подготовке увлекательного, незабываемого мероприятия для детей дошкольного возраста.

    Структура занятия.

    1) Начало занятия в детском саду (оргмомент, приветствие).
    Цель этого этапа – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии. -Ритуальные приветствия. — Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива. -Организация дошкольников и настрой на занятия.

    — Стимуляция интереса и эмоциональный настрой. Например:

    Методический вестник — Рефлексивные методики и приемы

    На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

    Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”.

    Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

    Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС

    Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться к методам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результате значительно повышается эффективность получения знаний.

    Когда педагог на своих занятиях начинает систематически использовать рефлексию, то приходит осознание того, что она помогает контролировать класс, уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения.

    Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.

    Критерии качества проведения образовательной деятельности

    Участники образовательного процесса – учитель и ученик. Учитель учит, ученик учится. Учитель всегда анализирует свою деятельность: как он учит? Качественно ли было проведено занятие? Самоанализ занятия – это оценка собственной деятельности педагога по определению качества учебного процесса.

    С помощью такой оценки определяется эффективность деятельности педагога с учётом результативности образования, основанной на достижениях в развитии способностей, умений и навыков.
    Сказанное выше полностью можно отнести к учителям. Действительно, учитель способен изменить обстоятельства, превратив их в прекрасное.

    Быть хорошим педагогом — значит уметь применить свой талант там, где нужно изменить ситуацию так, чтобы окружающие получали в процессе обучения импульс к развитию – становились умнее, добрее, смелее.

    Антон Семёнович Макаренко, делясь своим опытом с педагогами, писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать двадцать нюансов постановки лица, фигуры, голоса».

    22 Дек 2018      marketur         128      

    Источник: http://urist-market.ru/trudovaya-pensiya/neobychnaya-refleksiya-na-zanyatii-v-detskom-sadu

    Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

    Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, “держать руку на пульсе”.

    Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

    Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

    В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

    Что такое рефлексия?

    В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, “взгляд внутрь себя”. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

    Для чего нужна рефлексия?

    Если ребенок понимает:

    • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
    • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
    • какой вклад в общее дело он может внести;
    • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

    …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

    Когда проводить?

    Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

    Виды

    Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

    I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

    Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

    II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

    Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

    III. По цели:

    Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории “понравилось / не понравилось”, “интересно / скучно”, “было весело / грустно”.

    Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных “тучек” будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

    Как и когда проводить?

    Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

    В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.

    После обязательно следует спросить 3-4 учеников: “Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения.

    Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

    Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

    Как проводить (примеры организации работы):

    • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
    • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
    • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
    • “Знаки” (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

    Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

    Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

    Как проводить:

    • Предложите детям облако “тегов”, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
      • сегодня я узнал…
      • было трудно…
      • я понял, что…
      • я научился…
      • я смог…
      • было интересно узнать, что…
      • меня удивило…
      • мне захотелось… и т.д.

    Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

    • Графическая: на доске таблица со знаками

    В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

    Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

    Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

    Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”:

             В — всесильный

             О — олицетворяет справедливость

             Л — луна, черный пудель и “чертовщина”

             А — антипод Иешуа

             Н — не абсолютное зло

             Д — дьявол

    • Фразеологизм или пословица

    Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

    Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

    • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним “но”! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе.

      Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

    • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками.

      Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

    • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: “У одного учителя красный листочек означает “все понял”, у другого — “ничего не понял”, у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?” Это уже вопрос на засыпку.

      Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Источник: http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos