Западная традиция права и западные правовые системы

Правовая система Казахстана.курсовая работа, добавлен 08.07.2015 4. Понятие, структура и типы правовых систем общества.

Особенности романо-германской правовой системы. Основные черты англосаксонского права.

Структура права в англо-саксонской правовой семье. Понятие и классификация современных правовых систем.

Французская и германская правовые группы. Особенности правовой системы Российской Федерации.

Основные черты англо-саксонской правовой системы. Мусульманское право как разновидность религиозного права.дипломная работа, добавлен 27.09.2014 7.

Западная традиция права

Одна из моих целей и есть раскрытие смысла этих терминов, их значения в повествовательном контексте, то есть во временном измерении. С этой точки зрения попытка заранее дать определения этих понятий обречена на поражение. Как однажды сказал Фридрих Ницше, ничему, имеющему историю, нельзя дать определение.

Тем не менее, если пишешь не роман лучше сразу признаться в своих предрассудках и заодно устранить некоторые недоразумения.

То, что в этой книге называется «Западом», — это особая историческая культура, или цивилизация, которую можно охарактеризовать многими способами в зависимости от цели, какая перед нами стоит.

Раньше Запад называли «Occident» и под ним понимали все те культуры, которые наследовали культуру Древней Греции и Рима, противопоставляя ему «Orient», который состоял в основном из мира ислама, Индии и «Дальнего Востока».

А со времени окончания второй мировой войны слова «Восток» и «Запад» часто использовали для обозначения коммунистических и некоммунистических стран: в торговле между Востоком и Западом партия товаров из Праги в Токио — это с Востока на Запад.

Формирование западной правовой традиции и ее влияние на российскую правовую системы

В социокультурном аспекте эти параметры задаются типологическими различиями внутри человечества.

Данные различия всё более четко фиксируются современной наукой.

В ней всё более крепнет убеждение, что следует говорить не о единой общечеловеческой цивилизации, а о двух различных типах цивилизации – западном (гражданском, либеральном) и незападном (общинном, традиционном) – и о соответствующих им различных, параллельно развивающихся ветвях и типах человечества, которые не могут, да во многом и не хотят воспринимать системы интересов и ценностные ориентации друг друга что позволяет говорить о двух качественно различных формах нормативной организации социума или о двух различных способах социального бытия человечества, а в данном контексте – и о двух различных способах бытия права – западном и незападном.

Эти способы соотносятся между собой как актуальное бытие с потенциальным. Западный способ бытия права представляет собой его актуальное бытие, а незападный – потенциальное.

2. Западные и незападные правовые системы, «квазизападное» право.

Религиозные правовые системы

В Коране, Сунне содержатся правила, регулирующие жизнь, поведение правоверных, много внимания уделяется проблеме справедливости.

В Коране содержатся повеления: Будьте стойки и справедливы, судите по справедливости. Третий источник мусульманского права – иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским обществом об обязанностях правоверного.

В узком смысле слова – социально-правовая система ислама, мусульманское право санкционировано исламом.

Наряду с писанным правом – шариатом (путь следования) в мусульманских странах действует и обычное право – адаты –

Особенности западной традиционной правовой системы

культуру белых поселенцев англо-саксонского происхождения и их потомков, составляющих основную часть элиты современного американского общества.

Несмотря на нарастание иммиграционных волн, культура этой части американского населения по-прежнему относится к культурной доминанте США. Особую роль в формировании западной правовой традиции сыграл протестантизм, так как в Америку (преимущественно в Северную) после ее открытия тут же хлынул поток протестантов, в большинстве своем крайне-кальвинистского толка.

Само учение протестантизма было сформулировано в начале ХVI в.М. Лютером и Ж. Кальвином, затем было дополнено и развито такими теологами протестантизма как К. Барт, Д. Бонхеффер, А. фон Гарнак, Э.

Трельч. Характерной особенностью протестантской культуры является собирание «льгот», т.е. свидетельств и последствий завоевания благодати, которые приобретаются благодаря светской активности. Собирание

Особенности и характерные черты современной российской правовой системы.

Принципы системы источников права. Основные проблемы, связанные с формированием глобальной правовой системы.курсовая работа [54,6 K], добавлен 25.11.2012 Понятия и элементы правовой системы.

Система права и правовая система. Виды правовых систем. Источники права.

Источник: http://pallada-sar.ru/zapadnaja-tradicija-prava-i-zapadnye-pravovye-sistemy-46046/

Теоретический манифест Jura Gentium

[Теоретические изыскания] [Межкультурное сравнение] [Распространение и дидактическая помощь]

1. Теоретические изыскания

Главным объектом теоретической рефлексии Центра JURA GENTIUM являются трансформации структуры и функций международного права, обусловленные процессами информатизации и глобализации, а также влияние, оказываемое данными явлениями на устройство международных отношений. Ключевым методологическим предположением является реалистичный и плюралистический подход к международному праву.

Реалистичный подход противопоставляется абстрактному нормативизму и любой идее «чистоты» юридических систем, будь то национальных, будь то международных.

Поэтому, анализ будет касаться сферы «глобальной политики», включая изучение культурных, политических, экономических и военных механизмов распространения международного влияния.

Будет уделено особое внимание таким проблемам, как политические стратегии национальных государств, в особенности крупных держав, функция международных организаций, мир и война, международное распределение ресурсов и богатств, защита окружающей среды, явление глобального терроризма.

Плюралистический подход противопоставляетсякак традиционному этноцентризму западных правовых учений, так и так называемому «правовому глобализму».

В противопоставление данным тенденциям, внимание будет концентрироваться на особенностях и отличиях нормативных традиций, основываясь на положении, что и в мире права комплексность и дифференциация являются эволюционными ресурсами и условием идентичности политических групп, и, наконец, индивидуальной автономии.

В частности, Центр JURA GENTIUM поддерживает исследования по следующим темам:

1.1. Переход от «международного права» (вестфальского и гроцианского) к «праву транснациональному»: последствия кризиса суверенности национальных Государств на комплекс институций, нормативных аппаратов и ценностей, именуемых «правовым Государством» и представительской демократией. Возможность/невозможность создания транснациональной демократии и «правового Государства».

1.2.

Становление, наряду с Государствами, новых субъектов международной арены: мультинациональные корпорации, квази-институциональные организации (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, «Большая восьмёрка», Организация экономического сотрудничества и развития, и т д.), Региональные союзы, неправительственные организации, военно-политические союзы (НАТО), движения протеста, и т д.

1.3.

Появление новых источников международного права: транснациональных юридических компаний transnational law firms, особенно в области торгового, налогового и финансового права,- новые формы lex mercatoria, Арбитражные Суды, Международные уголовные Суды. Европейский Суд, Европейский суд по правам человека, центральные бюрократические аппараты, Государственные Конституционные Суды как непосредственные источники права, не только процедурного, в рамках процесса евроинтеграции.

1.4. Тенденция к частности международного права: снижающаяся регулятивная способность государственных юридических систем – особенно в области экономической, налоговой и социальной политики, помимо политики внешней – и преимущество динамической, инновационной власти рынков.

Право как сложный, гибкий и прагматичный инструмент менеджмента рисков, связанных с международными транзакциями.

Закон, как обобщенная и абстрактная унификация отступает, в то время как усиливается, как на национальном, так и на международном уровне, судебная функция и арбитражное разрешение споров.

1.5. Процессы региональной интеграции, в частности, Европа. Растущее влияние региональных интеграционных процессов на политическое, экономическое и военное устройство мира. Последующая политическая и правовая структуризация мирового порядка.

Возможные модели такой структуризации: космополитическая парадигма унификации и политической иерархиезации планеты (западные глобалисты), модель федералистского и полицентрического государственного правления (теоретики «международных режимов», неонацисты, теоретики «столкновения цивилизаций»), проект неолиберальной дерегуляции, отдающей в перспективе превосходство только рыночным силам. Процесс региональной интеграции Европы, как явление, ведущее к уменьшению суверенности национальных Государств, но которому в тоже время чужда космополитическая логика супрематии высокоцентрализованного наднационального правления.

1.6.

Политический и функциональный кризис Объединенных Наций: данная институция разрывается между традиционной логикой межправительственной дипломатии, новыми универсалистскими стремлениями во имя защиты прав индивида (Генеральный секретарь Кофи Аннан определил индивида, как нового носителя «международного верховенства» на смену Государствам) и гегемоническими стратегиями крупных сил, отодвигающих на второй план международные институции, или же использующих их инструментально. Необходимость пересмотра роли Объединенных Наций, а также финансовых институций времен Бреттонвудского договора: Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка, Всемирной торговой организации. Ослабление функций Совета Безопасности Объединенных Наций после террористического покушения 11 сентября и принятие со стороны Соединенных Штатов и других западных сил доктрины «превентивной войны».

1.7. Национальная и международная защита индивидуальных прав, культурных меньшинств и народов. Проблема социальных и демографических волнений, порожденных процессами глобализации.

Отсутствие в международном праве адекватной формулировки прав культурных меньшинств, таких как «коллективные права», которые бы не сводились к индивидуальным правам членов таких меньшинств.

Борьба против смертной казни, пыток, жестокого и нечеловечного обращения, геноцида, этноцида, торговли и эксплуатации детей и женщин, бедности. Проблема внешнего долга наиболее бедных стран.

Тенденция к трансформации «социального Государства» в «Государство криминальное», рассматривающее безопасность, прежде всего с позиции общественного порядка и подавления девиаций и, одновременно, ослабляющее публичные инструменты социальной солидарности.

1.8. Международная уголовная юрисдикция: поддерживаемая международной полицией (и действующая на основе универсального уголовного кодекса) должна будет привносить весомый вклад в поддержание мира и защиту прав человека.

Из опыта международных военных трибуналов (Нюрнбергского и Токийского), а также Гаагского трибунала и Международного уголовного трибунала по Руанде, со вступлением в действие в июле 2002 года нового Международного уголовного суда (Устав которого, утвержденный в Риме в июне 1998 года, был ратифицирован более чем семидесятью странами). Энтузиазм/скептицизм в отношении возможного всемирного уголовного кодекса – lex mundialis уголовного содержания. Следствия глобальной экспансии власти международных Судов, в отсутствие международных политических структур, каким-либо образом соответствующих схеме «правового Государства» и разделения властей.

1.9. «Международное гуманитарное право» и доктрина «гуманитарного вмешательства»: необходимость преодоления вестфальского принципа уважения территориальной целостности и политической независимости национальных Государств.

Вынуждают ли международное сообщество гарантия мира, справедливость и защита прав человека вмешиваться военными методами, без соблюдения границ и суверенности Государств? Совместимы ли стремление к миру и защита субъективных прав с войной и использованием средств массового поражения?

2. Межкультурное сравнение

Итальянская и европейская философия права характеризовалась в прошлом веке значительным этноцентризмом, исключительным обращением к государственной правовой структуре, и малореалистичным подходом к социальным функциям права (повсеместное превалирование моралистских, идеалистких, формалистских течений).

В последние десятилетия европейская философия права также доминировалась гегемонией англо-американской правовой культуры и политики. В частности, она оставляла без должного внимания теоретические изыскания (и социологические исследования) на тему международного права и сравнения с культурными, этическими и правовыми традициями, отличными от западной.

Центр JURA GENTIUM, параллельно с теоретическими изысканиями, имеет намерение начать непосредственный диалог, критическое сравнение и конструктивное сотрудничество с представителями не-западных культур и нормативных систем, в частности, индо-американских, арабо-исламских, а также китайско-конфуцианских.

В основе такого намерения лежит не наивный призыв к межкультурному примирению, а, скорее, осознание, как невозможности преодоления культурных корней любого думающего и говорящего субъекта (в нашем случае, речь неизбежно идет о европейских корнях) так и невозможности идеального межкультурного понимания.

Но именно это и делает диалог разных культур необходимым, исследовательским и плодотворным. В частности, JURA GENTIUMставит перед собой следующие цели:

2.1.

Еще раз проследить историко-философскую эволюцию международного права: Античные международные правовые системы, понятие jus gentium, средневековые доктрины bellum justum, laвторая Схоластика, jus publicum europaeum, современные международные право и институции. Провести сравнение институтов западной традиции с институтами не-западных политических и правовых культур.

2.2. Создать философско-правовую и социолого-правовую карты не-западных правовых систем, выйдя далеко за дисциплинарные рамки позитивистского сравнительного права.

2.3.

Обсудить проблему универсальности доктрины прав человека с правовой, этической и философской точки зрения (а также связанного с этим вопроса Азиатских Ценностей), расширив горизонт до общей проблемы возможности «экспорта» институциональной модели «правового Государства», представительской демократии, и, более обобщенно, западных индивидуалистских, формалистских и либеральных ценностей и стилей жизни.

2.4.

Уделить внимание антропологической дискуссии вокруг проблемы культурного релятивизма и вопроса «культурных универсалов», а также теме вестернизации Мира, явлению, сегодня популярному у крупных СМИ, в большинстве случаев являющихся собственностью транснациональных западных и японских корпораций. Центр JURA GENTIUM, кроме этого, планирует уделить внимание критике западного правового формализма, продвигаемого феминистской теорией права, теорией, критически рассмотревшей само понятие «прав человека».

2.5. Анализ причин и последствий миграционных явлений проистекающих от процессов глобальной интеграции.

Массовые миграционные потоки из менее развитых в сторону индустриализированных стран, с последующими явлениями потери собственных корней, культурного обеднения, хаотической урбанизации на окраинах крупных мегаполиcoв, безработицы и организованной преступности.

Определение прав иностранцев и их права на гражданство автохтонного большинства. Нетерпимость, ксенофобия, расизм. Линвистическая и культурная креолизация.

3. Распространение и дидактическая помощь

Центр JURA GENTIUMуделяет особое внимание потребностям студентов, аспирантов, молодых ученых, как итальянских, так и иностранных, интересующихся теоретическими изысканиями, предложенными Центром.

Центр предоставляет базовую информацию и подбор необходимых инструментов – конвенциональных и компьютерных, для начала и проведения исследования.

Предоставляет также библиографические ресурсы и систематический обзор литературы, организовывает службу помощи в подготовке дипломных работ и диссертаций.

Данный текст был создан в марте 2001 года, на момент создания Центра JURA GENTIUM. Изменен и дополнен в декабре 2002 года.

Источник: https://www.juragentium.org/ru/manifest.htm